Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 64 его » ( там же ), что приводит к выводу о том , что « учение Ц еркви , как его преподает богословие , все основано на том , чтобы , установив понятие Ц еркви , как единой истинной хранительницы божеской истины , « подменить под это понятие - понятие одной известной , определенной иерархии ...» [3,296]); в ) итогом критики догматического богословия стало полное отрицание Ц еркви . « Как же я могу , - спрашивает Толстой , - верить этой Ц еркви и верить ей тогда , когда на глубочайшие вопросы человека о своей душе она отвечает жалкими обманами , нелепостями и ещ е утверждает , что иначе отвечать на эти вопросы никто не должен сметь , что во всем том , что составляет самое драгоценное в моей жизни , я не должен сметь руководиться ничем иным , как только ее указанием ». Религиозно - нравственное учение Толстого возникло как итог критики им института Ц еркви и церковного христианского учения . Системообразующ им фактором философии культуры Толстого является принцип непротивления злому , который концентрирует в себе метафизику любви и практику культурного делания . Принцип непротивления злому является выражением ценностной нормативности толстовского учения и основывается на любви как главной ценностной парадигмы религиозно - нравственного учения мыслителя . В этом плане , как замечает Е . Д . Мелешко , - « понимание сущ ности закона и означает как раз метафизический аспект и компонент любви , а « руководство в поступках » характеризует ее этический аспект » [1,31]. Нравственный , деятельностный аспект любви заключен в практике преодоления зла , тех препятствий , суеверий и соблазнов , которые встречаются человеку на его жизненном пути . Главным способом преодоления социального и государственного зла Толстой усматривает в таком виде культурного делания как неделание , которое понимается им как пассивное противодействие социальному злу . Ц енностной основой неделания является любовь , определяющ ей мотивацию деятельности и принцип непротивления злому , позволяющ ий избегать жертв и войн в противодействии социальному злу . Известно , что толстовцы активно использовали эти методы в своей культурной деятельности массового сопротивления властям 2. Неделание в философии непротивления « в синтезе Толстого представлена как нормативная этическая система , имеющ ая мотивационное и нормативное значение » [1,231] ( отказ от зла и делание добра ). Культурное делание , добра может быть направлено как на духовное самосовершенствование , так и на отказ , воздержание от зла . В широком смысле слова культурное делание - это постоянный духовный опыт . Толстой предлагает целую программу духовного культурного делания . Религиозно - нравственное учение Толстого представлено следующ им образом : 1) Разработка основ учения . Метафизика и этика христианства (1883-1884 гг . « В чем моя вера ?»). 2) Философско - антропологическое обоснование идеи непротивления . Установление четкого соотношения между

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=