Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 62 УДК 141.412 Рождественская И . В . ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) (4872) 35-74-37, e-mail: rozd-irina@yandex.ru К Р И Т И К А Х Р И С Т И А Н С К О Й Ц ЕР К В И В Р ЕЛ И Г И О З Н О - Ф И Л О С О Ф С К И Х И С К А Н И Я Х Л . Н . Т О Л С Т О Г О В стать е р ассм атр ивается кр итика х р истианской Ц ер кви в твор честве Л . Н . Тол стого . Р ассм отр ены такие р аботы Л . Н . Тол стого как « В чем м оя вер а ?», « Х р истианское учение », « Иссл ед ование д огм атического богосл овия ». Автор ом показ ано , что кр итика х р истианской Ц ер кви соср ед отачивается на том , что оф иц иал ь ное ц ер ковное х р истианство не пр ед ъ я вл я ет никаких э тических тр ебований . Ц ер ковь , по м нению Л . Н . Тол стого пер естал а быть д ух овным р уковод ител ем общ ества . Р ел игиоз но - нр авственное учение Тол стого воз никл о как итог кр итики им института Ц ер кви и ц ер ковного х р истианского учения . П р инц ип непр отивл ения з л ом у я вл я ется выр аж ением ц енностной нор м ативности тол стовского учения и основывается на л ю бви как гл авной ц енностной пар ад игм ы р ел игиоз но - нр авственного учения м ысл ител я . Г л авная м ысл ь р ел игиоз но - нр авственного учения Тол стого з акл ю чал ась в пр из нании абсол ю тной з начим ости з аповед и непр отивл ения и её универ сал ь ной ф ункц ионал ь ности . Кл ю чевые сл ова : кул ь тур а , кул ь тур ное д ел ание , непр отивл ение з л у , нед ел ание , р ел игия , р ел игиоз ное учение , ф ил ософ ия , х р истианство , Ц ер ковь . Вопрос о соотношении культуры и религии является одним из основных в творчестве Л . Н . Толстого . Его философия культуры основывается на религиозном типе культуры . Толстой критикует Ц ерковь . Критика христианской Ц еркви как социального института в философии мыслителя сосредотачивается на том , что официальное церковное христианство не предъ являет никаких этических требований . « Нет ничего , - говорит Толстой , - что бы обязательно должен был делать христианин и от чего он должен был бы обязательно воздержаться , если не считать постов и молитв , самою Ц ерковью признаваемых необязательными ». Со времен Константина христианская Ц ерковь « не требовала никаких поступков от своих членов . Она даже не заявляла никаких требований воздержания от чего бы то ни было »[3,439] . Толстой показывает , что церковное христианское учение фактически сложилось как оправдание исторически определенного общ ественно -

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=