Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 6 К О Л О Н К А Р ЕД А К Ц И И Е. Д . М е л е ш к о П р и н ц и п н е д е л а н и я Л . Н . Т о л с т о г о в к о н т е к с т е п р о г р а м м ы н р а в с т в е н н о г о с а м о с о в е р ш е н с т в о в а н и я л и ч н о с т и Принцип неделания в религиозно - нравственном учении Л . Н . Толсто тесно связан с позицией непротивления . По мнению Толстого , не противиться злому может только тот , кто не имеет зла в себе и не способен делать зло другим . Поэтому неделание становится одним из ключевых понятий философии непротивления : для того чтобы реакция непротивления стала естественным выражением чувств , человек должен последовательно сформировать соответствующ ую духовную установку . Толстой рассматривает принцип неделания в системе своего религиозно - нравственного учения как этическое понятие . Принцип неделания представляется в синтезе Толстого как нормативная этическая система , имеющ ая мотивационное и нормативное значение . В целом , неделание в понимании Толстого имеет отрицательный и положительный акценты . С одной стороны , недел ание - отказ от зла , греха . " Главное усилие , которое должен делать над собою человек для доброй жизни , - считает Толстой , - это - то , чтобы не делать того , чего не должно делать " [ Толстой , 1993, 286]. С другой стороны , отрицательное значение принципа неделания предполагает формирование положительного основания . В этом смысле неделание означает неустанное дел ание доб ра . Прежде чем начать делать добро , необходимо уметь воздерживаться от зла .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=