Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 59 что Ц ерковь здравомыслящ ему человеку не нужна . Она годится « только для слабоумных », « плутов » и « для женщ ин » [1, 149]. После революции 1917 года политика нового государства в отношении религиозных организаций носила иной характер , нежели при царской власти . Появляется « Декрет об отделении Ц еркви от государства и школы от Ц еркви », и положение так называемых « сект » меняется . Ц ерковь также неоднозначно восприняла нововведения новой власти . Произошел раскол , назревавший уже долгое время . С одной стороны Поместный Собор издал « Соборное постановление по поводу декрета совета народных комиссаров об отделении Ц еркви от государства », резко осуждающ ий Правительственный Декрет , считая , что он есть « злостное покушение на весь строй жизни Православной Ц еркви и акт открытого против нее гонения ...» [2], с другой стороны некоторые представители духовенства поддержали его ( епископ Владимир фон - Вимпфен ). Они высказывали , что Декрет отражает результаты давно назревших и самых больных вопросов во взаимоотношениях государства и Ц еркви , требующ их полноценного утверждения свободы совести и освобождения Ц еркви от ложного положения . В связи с изданным декретом многие религиозные организации и общ ества , которые до того времени были « урезаны » в правах , и испытывали на себе гонения от властей и официальной церкви , стали чувствовать себя более свободно . К этому списку можно отнести и толстовцев . В Тульской губернии количество последователей учения Льва Толстого после установления советской власти увеличилось . Такой вывод можно сделать на основе архивных данных . Например , в одном из отчетов в Тульский губернский отдел юстиции говорилось , что толстовцев зарегистрировано 522. Однако точное число толстовцев узнать невозможно ввиду того , что толстовские организации отличались « анархической направленностью их миропонимания . Внегосударственные тенденции мировоззрения привели к тому , что толстовские коллективы стремились свести контакты с государственными органами к минимуму » [4, 43], а также каждая отдельно взятая коммуна « представляет из себя организацию , объ единяющ ую лиц , сочувствующ их в большей или меньшей степени учению Толстого , сообразно разумению и совести каждого » [5, Ф . Р -263, Д .86]. Соответственно , никаких списков не велось . Таким образом , толстовцы представляли собой добровольные объ единения людей , связанных схожими идеями , миропониманием и деятельностью . Т . В . Петухова справедливо замечает , что « социальный состав толстовских земледельческих объ единений , возникших после Октябрьской революции , сущ ественно отличался от социального состава коллективов толстовцев дореволюционного этапа развития толстовского земледельческого движения , когда главным инициатором этого движения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=