Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 55 УДК 179 М . А . Загибалова ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) 35-74-37, e-mail: mista79@mail.ru Р ЕЛ И Г И О З Н О -Н Р А В С Т В ЕН Н О Е У Ч ЕН И Е Л . Н . Т О Л С Т О Г О В К О Н Т ЕК С Т Е П О С Т М О Д ЕР Н И С Т С К О Г О М И Р О В О З З Р ЕН И Я В стать е р ассм атр ивается э тические и э стетические ид еи , выд винутые Л . Н . Тол стым чер ез пр из м у постм од ер нистского вид ения м ир а . П оказ ывается актуал ь ность х уд ож ественных пр оиз вед ений Л . Н . Тол стого д л я пост - совр ем енного м ир а . Кл ю чевые сл ова : постм од ер н , постм од ер низ м , Л . Н . Тол стой , пост - совр ем енность , искусство . Специфика постмодернистского мировидения отражается через такие понятия как « симулякр », « цитатность », « интертекстуальность », « деконструкция », « ризома », « плюральность », « шизоанализ », « пастиш », « складка », « лего », « коллаж » и т . п . А сам постмодернизм как понятие , отражающ ее смысл современной эпохи , принято определять в качестве культурной формации , исторического периода или совокупности теоретических и художественных течений , для которых характерен принципиальный эклектизм и фрагментарность . В целом же современное социокультурное состояние можно охарактеризовать как переходное , пограничное или даже кризисное . Современный исследователь М . Н . Эпштейн , предлагая свою историческую периодизацию , указывает на то , что нельзя путать постмодернизм с постмодерностью , т . к . принципиальное различие состоит в том , что постмодернизм – это только первый краткий период в большой , ещ е нам неведомой , эпохе постмодерности . Сложность определения « статуса » современной эпохи заключается в том , что ее пытаются определить через прошлое ( отсюда и приставка « пост », как своеобразный эпилог к уже случившемуся ). М . Н . Эпштейн же предлагает другой подход в понимании и трактовке современности , выявляя взаимосвязь « пост » и « прото », он пишет : « Приставка « прото », которой я предлагаю обозначить очередной и назревший сдвиг в « пост - пост - постмодернистской » культуре , есть радикальный переход от конечности к начальности как к модусу мышления » [1, с . 446]. Помимо приставки « прото » М . Н . Эпштейн выделяет также приставку « транс », которая , по его мнению , отражает ориентацию современной культуры как « неизбежность нового в повторе и через повтор » [1, с . 446]. Под транскультурой М . Н . Эпштейн понимает новую сферу культурного развития за границами сложившихся национальных , расовых , гендерных , профессиональных культур [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=