Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 52 самый противоречивый персонаж . Много проблем выпадает на ее долю . Но именно эти проблемы и делают ее сильнее , формируя в ее сознании такие ценности , как верность , доброжелательность , сострадание , милосердие , альтруизм и др . Воспитание Марии и Андрея Б олконских сущ ественно отличается от воспитания Ростовых . Отец воспитывал их со строгостью и крайней требовательностью , но , несмотря на это , душа каждого члена семьи проникнута любовью друг к другу , глубокой сердечностью , а также близостью к народу . Воспитание в семье Курагиных проходило в атмосфере корысти , зависти , всеобщ его расчета и бездуховности . Б езнравственность , допускаемая в их роду , становится нормой жизни ( Элен и Анатоль Курагины ) [2]. Первостепенное значение нравственного воспитания мы можем найти и в романе « Анна Каренина »: « - Только бы были лучше меня . Вот все , чего я желаю . Вы не знаете ещ е всего труда , - начал он [ князь Львов ], - с мальчиками , которые , как мои , были запущ ены этой жизнью за границей . - Это все нагоните . Они такие способные дети . Главное – нравственное воспитание . Вот чему я [ Левин ] учусь , глядя на ваших детей » [1]. Так же стоит отметить , что в произведениях писателя нравственное воспитание очень тесно связано с семейным воспитанием и ролью семьи в формировании положительного примера у воспитанников . Лев Николаевич отмечает , что в воспитании должна быть мера , а « крайность ни в чем не хороша » [3]. В подтверждение данных слов автор приводит две крайние модели семейного воспитания : «… когда нас воспитывали , была одна крайность – нас держали в антресолях , а родители жили в бельэтаже ; теперь напротив – родителей в чулан , а детей в бельэтаж . Родители уж теперь не должны жить , а все для детей » [1]. « В Петербурге дети не мешали жить отцам . Дети воспитывались в заведениях , и не было этого , распространяющ егося в Москве – Львов , например , - дикого понятия , что детям всю роскошь жизни , а родителям один труд и заботы . Здесь понимали , что человек обязан жить для себя , как должен жить образованный человек » [1]. В произведениях Льва Николаевича с нравственным и семейным воспитанием тесно переплетается патриотическое воспитание . Так , в романе - эпопее « Война и мир » Николай и Петя Ростовы , Андрей Б олконский являются образцами не только нравственного поведения , но и людей с глубоко развитым чувством патриотизма , их образы наделены любовью к своему отечеству , преданностью , готовностью служить своей Отчизне . Они уважают и чтят традиции Родины , своих соотечественников , жертвуют своими жизнями за близких им людей и за Россию , что , в сущ ности , и делают : Петр погибает во время сражения , Андрей – от ранения во время сражения [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=