Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 51 Писатель отмечает , что если учебный процесс отвлечен от жизни , а учеба сводится только к схоластичному зазубриванию учебного материала , это отрицательно сказывается на ребенке , моральные и интеллектуальные потребности которого остаются невостребованными . И на примере Серё жи Каренина , показывает , что развитие ребенка происходит не столько путем принудительного обучения в школах или на дому , сколько на его развитие и воспитание влияет фактор окружающ ей среды и сама жизнь . Лев Николаевич обращ ает внимание на процесс организации обучения в современных ему учебных заведениях и отмечает самый главный минус учебного процесса в гимназиях второй половины XIX века – это ориентация только на интеллект ребенка , и пренебрежительное отношение к духовному миру воспитанника . Так , в подтверждение этих слов можно привести пример обучения Гриши Облонского . Он , как и его родители , видит целью образования , прежде всего , социальное благополучие , достигаемое при помощ и статуса , который и дает это самое традиционное обучение . О прикладных знаниях в частности и об общ ей пользе знания в этой семье речь не идет . « Гриша , уже поступивший в гимназию , летом должен был повторять уроки . … Левин вызвался заменить её [ Дарью Александровну ]; но мать , услыхав раз урок Левина и заметив , что это делается не так , как в Москве репетировал учитель , конфузясь и стараясь не оскорбить Левина , решительно высказала ему , что надо проходить по книге так , как учитель , и что она лучше будет опять сама это делать . Левину досадно было и на Степана Аркадьевича за то , что по его беспечности не он , а мать занималась наблюдением за преподаванием , в котором она ничего не понимала , и на учителей за то , что они так дурно учат детей ; но свояченице он обещ ал вести учение , как она этого хотела » [1]. Л . Н . Толстой в статьях « О воспитании » и « Воспитание и образование » отмечает , что воспитание должно идти в неразрывной связи с обучением . Писатель был глубоко убеждё н , что « человеку при рождении даё тся в дар своеобразный сосуд - душа , чистая и незапятнанная . Человек жизнь свою , прежде всего , должен расходовать на самоусовершенствование . И смысл жизни заключё н во всепрощ ении , в жизни для других , в полном самопожертвовании ». Поэтому основная нагрузка ложится на нравственное воспитание , которое , с точки зрения Л . Н . Толстого , имеет первостепенное значение . Подтверждение данных положений можно найти во многих произведениях писателя . Так , в романе - эпопее « Война и мир » представлены разные модели нравственного воспитания в семьях Ростовых , Б олконских и Курагиных . Ростовы воспитывали и растили своих детей в атмосфере любви , взаимопонимания , гармонии , вследствие чего детям были привиты и любовь к искусству , и тяга к культуре , и народная органичность , которую Толстой считает неотъ емлемой частью духовного мира истинно русского человека . Не зря Толстой самым любимым своим героем считал Наташу Ростову . Это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=