Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 46 УДК 177.61 А . И . Вялов , ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) 8-920-787-62-88, e-mail: mechtatel1988@yandex.ru П О Н Я Т И Е Л Ю Б В И В У Ч ЕН И И Я Х К . Д . К А В ЕЛ И Н А И Л . Н . Т О Л С Т О Г О В стать е анал из ир уется з начение категор ии л ю бви в р аботах К . Д . Кавел ина и Л . Н . Тол стого , устанавл ивается ее м есто и основные э тико - ф ил ософ ские х ар актер истики . О сновное вним ание соср ед оточено на р аботе с пр оиз вед ения м и д анных автор ов , р аскр ываю щ им и генез ис л ю бви , ее свя з ь с д р угим и сф ер ам и д ух овного . Кл ю чевые сл ова : л ю бовь , ид еал , х р истианское учение , д обр од етел и , нр авственное сам осовер ш енст - вование . Одной из важнейших этических категорий является категория любви . В особенности представляется актуальным разъ яснить ее понимание русскими философами , чьи воззрения имеют во многом своей основой этические принципы христианства . В нашем случае будет показано , как осознавали любовь К . Д . Кавелин и Л . Н . Толстой . Такое сравнение интересно тем , что оба этих мыслителя имели собственные вполне определенные этические системы , отличные во многом друг от друга , но имеющ ие и точки соприкосновения . Причем , как заметила Е . Д . Мелешко , « толстовская концепция любви – наиболее сильная и самобытная часть его религиозно - философского синтеза , являющ аяся краеугольным камнем христианской этики ». [2] К . Д . Кавелин в своем учении идет к обоснованию любви как высшего идеала через анализ философских традиций древности и мировых религий . Он приводит примеры понимания высшего блага у буддистов , которые стремятся к прекращ ению страданий через избавление от желаний , к нирване , Сократа , других древнегреческих философов . Х ристианское учение им ставится как наиболее совершенное из всех , что были до него и возникли после его создания . « В цели , указанной христианским учением индивидуальному человеку , выражен полный , законченный смысл личной жизни , выше , совершеннее которого нет и нельзя себе представить … Что общ его между благорасположением , милосердием и состраданием к людям , которому учит Б удда , полагавший подобно стоикам , что высшее совершенство человека состоит в полном бесстрастии и нечувствительности ко всяким возбуждениям извне , и деятельною любовью к людям , которая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=