Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 44 Этот комплекс общ их идейно - эстетических принципов ( притчевость , онтологизм , ансамблевость ) позволяет интерпретировать « народные рассказы » как оригинальную систему духовных жанров (6,17), что на общ ем фоне новеллистики конца XIX - начала XX века может быть рассмотрено как новаторство Л . Н . Толстого . Интересно отметить , что современная Л . Н . Толстому критика была неоднозначна в оценке рассказов . Наиболее негативен отзыв замечательного лингвиста и педагога Ф . И . Б услаева , который считал , что « Толстой … безжалостно разменивал свое великое поэтическое дарование на грошовую мелочь азбучной морали , схоластических толкований », на все « эти побасенки об ангеле в подмастерьях у сапожника », и отказывал писателю в изображении « высокой , глубоко захватывающ ей душу правды жизни » (5,155) Другая часть русской критики по достоинству оценила стремление Л . Н . Толстого к иному , по сравнению с традиционным , ракурсу изображения действительности . Так , известный критик Н . Н . Страхов , отмечал , что в рассказе « Чем люди живы » « евангельский дух , евангельская точка зрения , - вот что поразило читателей , поразило неожиданно и неотразимо . Неожиданно потому , что этот дух явился в действительно художественной форме , т . е . самой ясной и выразительной из всех форм ... Х удожник не только не заставляет нас смотреть на описанные лица сверху вниз , но , напротив , поднимает нас до уровня этих лиц , даё т нам чувствовать в их мыслях и действиях веяние истинной жизни » (5,134), Современные литературоведы (2,3,4,6,8) считают , что , конструируя целостную модель бытия , основанную на взаимодействии реального и идеального , писатель создал произведения , которые перерастают рамки нравоучительности , поскольку ориентированы не столько на морализаторство , сколько на поиски способов богопознания , способов гармонизации человека с самим собой и миром . Таким образом , концепция религиозного искусства , выдвинутая Л . Н . Толстым в качестве эстетического идеала в поздний период его творчества , была успешно реализована в рамках цикла « народных рассказов ». Литература : 1.. Аверинцев , С . С . Притча // Литературный энциклопедический словарь / Под общ ей ред . В . М . Кожевникова , П . А . Николаева . М ., 1987.- с . 305. 2. Кузина , Л . Н . Х удожественное завещ ание Льва Толстого : Поэтика Л . Н . Толстого конца XIX начала XX в . - М .: « Наследие », 1993. – 160 с . 3. Кущ енко , З . А . Народные рассказы Л . Н . Толстого ( Идейно - художественное своеобразие ): Автореферат диссертации кандидата филологических наук : 10.01.01. - М ., 1972 .- 17 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=