Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 43 Исследователи отмечают (8, 112), что поэтика « народных рассказов » несё т на себе печать плодотворного взаимодействия принципов реализма , поэтических приё мов модернизма и легендарно - сказочной фантастики , что позволяет писателю « в условиях новеллистического произведения воплотить целостную модель бытия »(6,15). Такой синтез проявляется многообразно . Так , в сюжете и композиции взаимодействие различных поэтических систем формирует двуплановость произведения , когда сочетаются реальный и идеальный планы повествования . Реальный план повествования часто ориентирован на отображение абсурдного в объ ективной действительности , причё м в качестве основного приё ма в создании абсурдного используется гротеск . Идеальный план создается такими приё мами , как голосовые и зрительные иллюзии , сны - видения , чудеса , волшебство ( трансформация и трансфигурация пространства , персонификация , агглютинация ). Активно используются новозаветные включения в виде мотивов - символов , императивов , мотивов - цитаций , образных аллюзий , реминисценций ; прямых воспроизведений евангельских персонажей и сюжетных ситуаций ; включений в художественную ткань произведений притч в соотнесё нности с евангельской традицией . Можно отметить также соотнесенность с Евангелием на уровне организации поэтического языка ( ритмизация фраз , инверсионный порядок слов , использование религиозной лексики ). Роль « сюжетного скрепа », связующ его звена между реальным и идеальным миром выполняет момент духовного просветления героя . Сюжетно - композиционная двуплановость определяет и двуплановость на уровне хронотопа . С одной стороны , действие в рассказах отражает реальную жизнь русского крестьянства , а с другой - выходит в сферы вневременные и внепространственные , в мир идеальный . Такая пространственно - временная организация текста приводит к бытийным обобщ ениям , придаё т « народным рассказам » онтологический характер и позволяет противопоставить гибельную бездуховность реального мира чудесности , мистичности мира идеального . В то же время на взаимодействии реального и идеального Толстой созидает новую гармоничную реальность , ценностным ориентиром которой являются заповеди Х риста . Тем самым « народные рассказы » представляют собой единый цикл , служащ ий реализации общ ей концепции - идеи всеобщ его братства на основе духовного совершенства человека и мира . Ж анры рассказов взаимодополняют друг друга в логически завершё нной последовательности : легенды , рассказы - легенды , проповеди , сказы , рассказы раскрывают идеальный образ поведения , а повесть и сказки - соответственно идеальный образ общ ественного и мирового устройства .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=