Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 42 называют притчевость , онтологизм и ансамблевость , которые организуют эти произведения в системное единство . Притча как дидактико - аллегорический жанр средневековой литературы выступала для Толстого своеобразным поэтическим ориентиром в деле создания произведений учительного характера . Писатель использует притчевую традицию в формировании художественной структуры « народных рассказов » на уровне композиционного построения произведения , на уровне образной системы , на уровне поэтического языка . Композиционно Толстой выстраивает двухчастную структуру народных рассказов »: аллегория ( нарратив ) + христианская аксиоматика ( императив ), аналогичную структуре канонической притчи ( аллегория + толкование ) (1, с .305) В центре нарратива находится аллегорическое осмысление христианских принципов жизни . Новозаветный императив может быть выражен в форме цитаты - эпиграфа , цитаты - концовки , вывода - концовки , « скрытой цитаты ». В композиционном отношении императив является составной частью нарратива или тесно связан с ним , так что сюжетная схема « народных рассказов » часто строится по модели : христианское поведение - духовное просветление - гармоничная реальность . На уровне образной системы притчевость проявляется в функционировании « сакральных » и « профанных » героев (6, 17). При этом « сакральный » герой ( отец , крё стный , божий человек , ангел , Господь ) даё т событийному ряду , поступкам других персонажей оценку в свете христианской аксиоматики ; он обладает фантастическими свойствами , чудодейственной силой , Истиной , необходимой для духовного роста « профанного » героя , для которого он является помощ ником , проводником . « Профанный » герой проходит путь от неведения ( безбожного сущ ествования ) к богопознанию . Х ристианское поведение играет решающ ую роль на этом пути . После свершившегося духовного просветления « профанный » герой может получить статус сакрального героя , поскольку теперь он представляет собой носителя высокодуховных качеств человека . Для Толстого в « народных рассказах » характерна предельная упрощ ё нность в обрисовке характеров . Здесь практически всегда отсутствуют развё рнутые описания внутренних состояний героев , история души не показана в её движении . Это представляется весьма естественным и органичным , поскольку в центре изображения не внутренний мир человека с его противоречиями , а « правильное », христианское поведение . С точки зрения особенностей поэтического языка для « народных рассказов » характерен стиль устной речи : отсутствие описательных элементов , упрощ ё нный синтаксис с короткими периодами , намеренное использование сказуемого перед подлежащ им , предельный лаконизм повествования , использование просторечной лексики .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=