Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 40 УДК 177.61 М . Ю . Б арабанова , ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) 8-915-681-99-58, e-mail: pecarmarina@rambler.ru Х У Д О Ж ЕС Т В ЕН Н О Е С В О ЕО Б Р А З И Е Н А Р О Д Н Ы Х Р А С С К А З О В Л . Н . Т О Л С Т О Г О В стать е р ассм атр иваю тся ф ор м ал ь но - сод ер ж ател ь ные особенности ц икл а « нар од ных р ассказ ов », соз д анных Л . Н . Тол стым в 1880-1890 г . г . Анал из ир ую тся ж анр овая спец иф ика , х уд ож ественный м етод , общ ие ид ейно - э стетические пр инц ипы , котор ые ор ганиз ую т « нар од ные р ассказ ы » в систем ное ед инство . Кл ю чевые сл ова : ж анр , стил ь , пр итчевость , онтол огиз м , д вупл ановость , х р онотоп , ансам бл евость Создание Л . Н . Толстым в 1880-1990 г . г . цикла произведений , получивших впоследствии название « народных рассказов », объ ясняется как внешними обстоятельствами жизни писателя , так и глубинными внутренними процессами его сознания . Окружающ ая действительность , по мнению Л . Н . Толстого , противоестественна , однако изменение ее насильственными методами невозможно , поскольку это приводит к розни и разобщ ению людей . Значит , необходимо искать другие пути совершенствования жизни . И Л . Н . Толстой выдвигает идею « деятельного христианства » - религиозно - философского учения , следование которому должно привести к духовному прогрессу личности и общ ества в целом . Таким образом , составной частью философии писателя можно считать разрешающ ее проблему смысла жизни человека учение о духовном просветлении на основе христианской аксиоматики . При этом христианская аксиоматика рассматривается как способ освобождения от негативных последствий эгоцентричной жизни , как путь к духовному просветлению , к богопознанию . Стремясь разносторонне обосновать своё учение , писатель разрабатывает теорию религиозного искусства и соответствующ ий ему творческий метод « духовной правды », « синтезирующ ий реальное и идеальное как способ воплощ ения гармонической реальности » (6, 10)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=