Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 31 результате исследования границ человеческой свободы Толстой приходит к выводу , что возможность усилия сознания коренится в свободе признания и выбора духовных истин . Конкретизируя этот тезис и переводя его практическую плоскость , Толстой подчеркивает , что свобода проявления усилия сознания определяется тем фактом , что духовная , истинная жизнь человека протекает только в настоящ ем времени . Только « в мгновении настоящ его человек всегда свободен » и « только в настоящ ем проявляется свободная божественная сила жизни » [ Толстой , 1991, Т . 1, 278]. Поэтому « только в мгновении настоящ его человек может сделать то усилие , которым берется Ц арство Б ожие и внутри и вне нас » [ Толстой , 1991, Т . 1, 277]. Каковы же конкретные формы проявления усилий сознания ? « Главное усилие , которое должен делать над собою человек для доброй жизни , – считает Толстой , – это – то , чтобы не делать того , чего не должно делать » [ Толстой , 1991, Т . 1, 286]. Толстой определяет недел ание как воздержание от злых мыслей , лишних слов и дурных поступков . Само воздержание выступает при этом как одно из основных условий свободы . « Х очешь быть свободен – приучай себя воздерживаться в своих желаниях » [ Толстой , 1991, Т . 1, 286]. В этих мыслях Толстого легко узнается даосский принцип недеяния – « у вэй ». Толстой и сам не скрывает этого , прямо ссылаясь в своей статье « Не - делание » на Лао - цзы : « Все бедствия людей , по учению Лао - цзы , происходят не столько от того , что они не сделали то , что нужно , сколько оттого , что они делают то , что не нужно делать . И потому люди избавились бы от всех бедствий личных и в особенности общ ественных , если бы они соблюдали неделание » [ Толстой , 1913, Т . 18, 99]. Варьируя эту мысль , Толстой формулирует своего рода « золотое правило » неделания : « Только не делай того , чего не должно делать , и ты сделаешь все то , что должно » [ Толстой , 1993, 292]. Наряду с этим неделание рассматривается Толстым и как « отказ » от внешней деятельности , не имеющ ей нравственного значения и духовной ценности . « Для истинного движения жизни , – замечает Толстой , – не только не нужна , но вредна внешняя суетливая деятельность … Главный вред человечеству не от праздности , от делания того , что не нужно и вредно » [ Толстой , 1993, 289]. Все это подводит Толстого к необходимости обоснования усил ия недел ания как базовой установки в борьбе со злом . Отрицательное усилие неделание готовит почву для положительных усилий сознания , непосредственно проявляющ ихся в борьбе с грехами , соблазнами и суевериями . Положительные усилия – это « усилия мысли ». Согласно Толстому , нельзя избавиться от грехов , соблазнов и суеверий « телесными усилиями ». Избавиться можно только усилиями мысли , ибо все великие перемены в жизни человека и всего человечества и совершаются в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=