Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 30 совершенны , как совершен Отец ваш небесный » – значит : старайтесь освободить в себе божеское начало жизни » [ Толстой , 1991, Т . 1, 189]. Согласно Толстому , самосовершенствование есть одновременно и внутренняя и внешняя работа . С одной стороны , человек не может совершенствоваться без общ ения с людьми ; но с другой стороны , самосовершенствование невозможно и без внутренней духовной жизни , без общ ения « с самим собой », происходящ его , как правило , в уединении . В результате толстовская « формула » процесса самосовершенствования принимает следующ ий вид : « Совершенствоваться нельзя , живя постоянно в суете мирской , и ещ е меньше возможно , живя постоянно в уединении . Самое выгодное условие для совершенствования – это то , чтобы в уединении вырабатывать и утверждать свое мировоззрение и потом , живя в мире , применять его к делу » [ Толстой , 1991, Т . 1, 189]. Самосовершенствование , как общ ий принцип этики непротивления , предполагает борьбу с грехами , соблазнами и суевериями – конкретными формами воплощ ения зла . Анализируя конкретное содержание грехов , соблазнов и суеверий Толстой устанавливает последовательность ступеней борьбы с грехами , соблазнами и суевериями : « Для того чтобы жить по учению Х риста , человек должен уничтожить препятствия , мешающ ие проявлению любви . Препятствия этому составляют грехи . Но грехи не могут быть уничтожены , пока человек не освободится от соблазнов . Освободиться же от соблазнов может только человек , свободный от обманов веры » [ Толстой , 1991, Т . 1, 234]. Какие же практические шаги должен предпринять человек , чтобы избавиться от препятствий , мешающ их проявлению любви ? Согласно Толстому , человек может освободиться от суеверий и избежать соблазнов только с помощ ью разума , т . е . « правильной направленности мысли » и « усил ия сознания ». Философскую разработку ключевого понятия « усилие сознания » Толстой предпринял ещ е в трактате « Ц арство Б ожие внутри вас ». « Усилие сознание » рассматривается им как целостная духовная установка , направленная на преодоление зла . Чтобы объ яснить смысл и назначение « усилия » Толстой прибегает к аналогии из области сна : мы делаем усилие проснуться , и действительно просыпаемся , когда сон становится ужасен и нет уже больше сил , переносить его . То же надо делать и в жизни , когда она становится невыносима . В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой , высшей , духовной жизни . Однако вопрос заключается в том , способен ли человек сделать такое усилие ; ведь тот же пример со сновидениями показывает , что человек чащ е всего не в силах изменить течение событий , поставить их под контроль сознания , « управлять » образами сновидений . В связи с этим главной проблемой , с которой пришлось столкнуться Толстому , стала проблема своб оды вол и как условия практич еской реал изац ии усилия сознания . В

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=