Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 29 3) Философско - антропологическое обоснование идеи непротивления . Установление соотношения между непротивлением , самоотречением и благом любви (« О жизни », 1886-1887). 4) Социальное обоснование идеи непротивления . Обращ ение к истории вопроса . Разработка системы аргументации в пользу непротивления . Обоснование ценностно - регулятивного механизма заповеди непротивления . Нарастание элементов рационализма и утилитаризма в учении Толстого (« Ц арство Б ожие внутри вас », 1890-1892). 5) Начало систематизации учения о непротивлении злу . Завершение философского обоснования идеи непротивления (« Х ристианское учение », 1897). 6) Систематизация и популяризация философии непротивления . Включение близких по духу идей из религиозных и философских источников . Духовный синтез учения о непротивлении (« Круг чтения », « На каждый день : учение о жизни , изложенное в изречениях », « Путь жизни », 1903-1910). 7) « Догматизация » учения . Обоснование идеи непротивления как всеобщ его закона любви . (« Закон насилия и закон любви », 1908). Главная религиозно - этическая сверхзадача , которую попытался разрешить Толстой , заключалась в том , чтобы обосновать заповедь непротивления злу не просто в качестве правила л ич ног о поведения , а в качестве об щ ественног о ж изнепонимания , закона об щ ественной ж изни . Эта задача определила программу реализации заповеди непротивления в жизни , включающ ую в себя следующ ие моменты : самосовершенствование как стержневой принцип претворения непротивления в жизнь ; борьба с грехами , соблазнами и суевериями ; пробуждение « усилия сознания », ведущ ее к самоотречению , смирению , правдивости и завершающ ееся « умопеременой »; неделание как индивидуальный принцип непротивления злу ; неповиновение , неучастие , пассивное противление как возможные формы массового непротивления злу . На основе данной программы Толстой попытался синтезировать нормы индивидуальной и социальной этики . Его значение для развития отечественной этической традиции состоит не столько в теоретической или философской разработке проблем этики , сколько в опытном определении институциональных возможностей и границ социального воплощ ения христианских нравственных начал в жизни . Остановимся подробнее на характеристике основных принципов этики Толстого . В основе этики непротивления Толстого лежит принцип самосовершенствования . « Побороть общ ее зло жизни можно только одним средством : нравственным усовершенствованием своей жизни » [ Толстой , 1913, Т . 18, 204]. Самосовершенствование Толстой определяет вполне в сократовском духе , как « заботу о душе », как « улучшение своей души » [ Толстой , 1991, Т . 1, 188]. И вместе с тем он осмысляет это понятие и в свете евангельской заповеди совершенства , как « освобождение божественного начала души », приближение к Б ожественному совершенству . « Б удьте

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=