Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 28 прежних формах гуманизма человек должен был являться каким - то приукрашенным или принаряженным , чтобы быть предметом поклонения . Для почитания человека нужно было забыть о грубой тяжелой реальности и отдаться обманчивым иллюзиям . Напротив , гуманизм Достоевского выдерживает всякую встречу с трезвой реальностью , его ничто в мире не может поколебать . Не будет преувеличением сказать , что здесь мы имеем одно из величайших духовных достижений человеческого сознания . В наше жестокое время , когда образ человека начинает меркнуть и презрение к человеку грозит пошатнуть самые основы общ ежития , вера в человека может найти свою единственную опору только в том отношении к человеку , которое обрел Достоевский . Гуманизм должен либо окончательно погибнуть , либо воскреснуть в новой — и вместе с тем исконной и древней — форме — в форме христианского гуманизма , которую для современного человека открыл Достоевский » [ Франк , 1990, 397]. Э тика « непротивл ения зл ому » Л . Н . Т ол стог о В истории русской этики Толстой занимает уникальное место . Он связывает собой две эпохи , выражая характерное нравственное умонастроение XIX века - « религиозно - моралистическое возбуждение общ ества 70- х годов » ( Г . Флоровский ) и знаменуя моральные тенденции XX века : религиозно - философскую систематизацию и институциализацию морали . При всей значимости Толстого для русской духовной традиции и его влиянии на самые различные течения русской мысли , он остается вне каких - либо идейных направлений и школ , будучи до конца приверженным одной идее : э тич еской реф ормац ии христианства . В этом смысле Толстой одинаково далек от этического идеализма и от морального позитивизма , от нравственного богословия и от этики марксизма . И вместе с тем он , как никто другой , близок ко всем этим учениям и направлениям , являясь для одних неоспоримым моральным авторитетом , а для других непримиримым идейным оппонентом . « Этическое обращ ение » Толстого совершилось в начале 70- х годов , когда он пережил откровение нравственной истины непротивл ения зл ому , ставшей для него источником подлинной веры и лейтмотивом всего его творчества и жизни . С этого времени Толстой последовательно и настойчиво пытался донести до других смысл пережитого им откровения . В целом в философии непротивления Толстого отчё тливо просматриваются семь основных периодов : 1) Религиозно - нравственное обращ ение и критическое исследование Евангелия (« Исповедь », « Исследование догматического богословия », « Соединение и перевод четырех Евангелий », 1878-1882). 2) Разработка основ учения . Обоснование заповеди непротивления как ключевого принципа всего христианского учения , связующ его метафизику и этику христианства в одно целое (« В чё м моя вера ?», 1883-1884).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=