Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 26 2) « Постарайтесь любить ваших ближних деятельно и неустанно . По мере того , как будете преуспевать в любви , будете убеждаться и в бытии Б ога и в бессмертии души вашей ». Эти заповеди , воплощ ающ ие в себе живой дух евангельской этики , позволяют охарактеризовать этические взгляды Достоевского как « этику абсолютной любви » и нравственного оправдания веры . Этические идеи Достоевского , безусловно , оказали сущ ественное влияние на этические построения В . С . Соловьева . Однако , если этика В . С . Соловьева есть этика оправдания добра , то этика Достоевского есть этика оправдания единства добра и зла в человеке , э тика оправдания зл а ч ерез ч ел овека . Как проницательно заметил С . Л . Франк , по Достоевскому , зло , слепота , хаотичность , дисгармония не только свойственны человеку , но в каком - то смысле связаны с глубинным движением его духовных сил . Именно там , где человек в своих слепых и разрушительных страстях восстает против требований разума и правил общ епризнанной морали и прорывается наружу подлинная реальность человеческого духа . Б еспощ адное обличение человека органично переходит при этом в своеобразное оправдание человека . Прежде всего , это ощ ущ ается чисто эстетически . « Достоевский не отворачивается с брезгливостью или презрением ни от одного человеческого сущ ества , как бы дико , зло и слепо оно ни было . Перед лицом морализирующ его общ ественного мнения Достоевский — призванный адвокат своих падших , злых , слепых , буйствующ их и бунтующ их героев » [ Франк , 1990, 395]. Достоевский особенно остро ощ ущ ает онтологическую глубину темных , иррациональных сторон человеческого духа . Х арактерно , что всяческое зло в человеке — ненависть , самолюбие , тщ еславие , злорадство , и по большей части даже плотская похоть — не есть для него свидетельство бездушия , но признак особой напряженности духовной жизни . В этом смысле он мог бы сказать вместе с Гегелем : « Если духовная случайность , произвол , доходит до зла , то и последнее все же представляет собой нечто бесконечно высшее , чем совершающ ееся согласно законам движение светил или невинность растений , ибо то , что таким образом уклоняется от правильного пути , все же остается духом » [ Гегель , 1975, Т . 231]. « Для Достоевского аморализм , скрытый в глубинах человека , - пишет В . В . Зеньковский , - есть тоже апоф еоз ч ел овека : этот аморализм – явление духовного порядка , а не связан с биологическими процессами в человеке » [ Зеньковский , 1999, Т . 1, Ч . 2, 231]. Согласно Достоевскому , зло в человеке , в конечном счете , проистекает из оскорбленного чувства человеческого достоинства и есть либо слепая месть за оскорбленное достоинство личности , либо попытка — хотя бы нелепым и разрушительным образом восстановить его попранные права . Эта проникновенная загадка , справедливо замечает С . Л . Франк , вплотную приближающ аяся к аморализму ( но в силу центрального значения понятия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=