Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 23 В этом параграфе мы проанализировали религиозные , философские и этические основания принципа неделания , рассмотрели принцип неделания как систему программы Толстого по осущ ествлению изменений нравственно - духовных и социальных основ общ ества . Принцип неделания является составной частью философии непротивления , в которой отражены конкретные формы и принципы борьбы со злом во всех сферах человеческого бытия . Система неделания выражает общ ефилософскую идею Толстого о необходимости осознания человечеством духовных основ бытия , приведения души как выражения единого духовного начала в человеке к нравственному совершенству . Анализ работ Толстого - " Ц арство Б ожие внутри вас ", " Закон насилия и закон любви ", " Круг чтения ", " Путь жизни ", " Конец века ", " Смысл русской революции ", " Неизбежный переворот " - показался , что религиозно - философские основания принципа неделания основываются на всеобщ ем духовно - нравственном законе Любви , выражающ ем идею Б ога , высшей Б ожественной сущ ности . Принцип неделания является в философии Толстого одним из способов проявления Б ожественного Закона в социальной , духовно - нравственной жизни человека . Полагая , что современное общ ество не способно жить так , как это задумано Б огом , Толстой вводит в свое религиозно - нравственное учение принцип неделания , с его отрицательным и положительным содержанием . Отрицательное характеризуется введением в качестве обязательного условия жизни личности нормативного требования недел ания , которое характеризуется целой системой мотиваций . В этом смысле отказ от зла мотивируется воздерж анием . Содержанием этой категории , в некоторой степени , является определенное духовное сосредоточение , направл енность вол и на формировании мотивационного поля новой системы ценностей . Категория воздержания характеризует содержание нравственного выбора . В отличие от воздерж ания , категория воли в религиозно - нравственной системе Толстого выражает усил ия вол и , обретшей нравственный выбор и направленную на духовную работу сознания . Усилие нравственного сознания , с точки зрения Толстого , характеризуется отрицательным и положительным значением . Отрицательное значение усилия нравственного сознания направлено на отказ от старой системы ценностей , а положительное - также на принятие нравственно - духовной установки сознания на новые ценности жизни , усилие воли к созиданию нравственных ценностей . Нравственная воля как усилие сознания проявляется через следующ ие ступени : а ) внушение , б ) усилие мысли , в ) духовный рост , г ) самосовершенствование . Таким образом , воля , как сила сознания , выражает необходимость отказа от зла , от прежних ценностей жизни , формирующ их жизнь человека как жизнь безнравственную и не имеющ ую гуманистического смысла . Человек совершает нравственный выбор , основываясь на разуме , но для того ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=