Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 22 составляют грехи . Но грехи не могут быть уничтожены , пока человек не освободится от соблазнов . Освободиться же от соблазнов может только чело - век , свободный от обманов веры " [ Толстой , 1956, Т . 39, ї 37, 1-2]. Согласно Толстому , человек может освободиться от суеверий и избежать соблазнов только с помощ ью разума . " Надо понимать и помнить " - вот основной " рецепт " толстовского освобождения от иллюзии зла , весьма близкий по своему духу к буддийскому пути преодоления грехов с помощ ью " правильной направленности мысли " [ Радхакришнан , 1993, Т . 1, 357]. В принципе , данный подход является в рамках учения Толстого вполне обос - нованным и оправданным , ибо соблазны и суеверия рассматриваются им как заблуждения и извращ ения ума . К онкретны е способ ы б орь б ы с г рехами . В своей программе делания добра , становления нравственного совершенствования через борьбу с грехами Толстой рекомендует опираться : а ) на разум , б ) воздействие разума на привычки и чувства . " Для борьбы с привычкой греха есть два средства : первое - ясно понимать последствия грехов , - то , что грехи не достигают той цели , для которой они совершаются , и не увеличивают , а скорее уменьшают животное благо отдельного человека ; во - вторых , знать , с какими грехами надо начинать бороться : с какими прежде и с какими после " [ Толстой , 1956, Т . 39, ї 50, 3]. В связи с этим Толстой определяет посл едовател ь ность борьбы с грехами , а также последовательность борьбы с проявлениями и последствиями грехов . Согласно Толстому , борьбу с грехами следует начинать с борьбы с грехом опь янения ( одурманивания ), переходя затем , шаг за шагом , к борьбе с грехами праздности - похоти - коры сти - вл астол ю б ия - б л уда . Однако знания одной только последовательности в борьбе с грехами явно недостаточно . Необходимо ясно представлять , от каких проявлений и последствий грехов человек в состоянии воздерж ивать ся в первую очередь . " В борьбе с каждым отдельным грехом , - пишет Толстой , - надо начинать с тех проявлений грехов , воздержание от которых во власти человека , которые ещ е не стали привычкой . Такие грехи во всех родах грехов ( и опьянения , и праздности , и похоти , и власти , и блуда ), - суть грехи личные , те , которые человек совершает в первый раз , не имея ещ е привычки к ним . И потому , прежде всего от них - то и должен освобождаться человек . Только освободив - шись от этих грехов , человек должен начать бороться с привычками , преданием , т . е . установленными в его среде грехами . И только поборов эти грехи , он может начинать борьбу с грехами прирожденными " [ Толстой , 1956, Т . 39, ї 52, 2-5]. Тем не менее , несмотря на полное знание последовательности грехов и особенностей борьбы с ними , люди все - таки продолжают грешить . Происходит это , по мнению Толстого от того , " что люди не знают вполне ясно , кто они такие , что такое их " я ", или забывают это .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=