Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 20 будет исполнять требования любви и воздерживаться от насильственных действий независимо от каких бы то ни было соображений о последствиях , а только потому , что он верит и не может поступить иначе [ Толстой , 1954, Т . 38, 94-95]. В толстовских правилах освобождения от суеверия насилия отчетливо звучат мотивы неповиновения и неучастия . Если судить по " Яснополянским запискам " Маковицкого , и по таким работам " позднего " Толстого , как " Конец века ", " О смысле и значении русской революции ", " Неизбежный переворот " и др ., то с начала века интерес Толстого был прикован к " массовым " формам непротивления , обоснованию принципа непротивления как средства социального переустройства жизни . Так , в статье " Конец века " Толстой говорит о предстоящ ем перевороте как своего рода " революции " неповиновения , неучастия и пассивного противления [ Толстой , 1954, Т . 36, 257]. Х арактерно , что этот переворот Толстой связывает , прежде всего , с русской революцией , с " умопеременой " в сознании русского народа , живущ его в своем огромном большинстве " самой естественной , самой нравственной и независимой земледельческой жизнью " [ Толстой , 1954, Т . 36, 336]. " Русская революция , - писал Толстой , - должна разрушить сущ ествующ ий порядок , но не насилием , а пассивно , неповиновением " [ Толстой , 1985, Т . 22, 203]. Тем не менее , любой внешний , социальный переворот , по мысли Толстого , начинается с внутреннего усилия сознания и заканчивается " умопеременой ". Главный тезис Толстого гласит : борьба со злом должна совершаться , прежде всего , в сознании . " Только когда в мыслях своих человек будет стремиться к самоотречению , смирению , правдивости , только тогда он будет в силах бороться и на деле с грехами , соблазнами и суевериями " [ Толстой , 1993, 304]. Д уховно - нравственны й рост сознания . Усилие , как делание , т . е . работа по совершенствованию нравственного сознания связана с такой категорией в религиозно - нравственном учении Толстого , как рост сознания . Рост и совершенствование - категории взаимосвязанные . Рост - необходимое условие совершенствования человека . Толстой считает , что нравственное совершенствование души - процесс эволюционный : " Все истинное и великое , - подчеркивает он , совершается медленным незаметным ростом ". Причем " совершенство отдельных людей и общ ества никогда не достигается на все времена , ибо для каждого времени есть свое совершенство " [ Толстой , 1991, Т . 1, 273]. Духовный рост человека направлен на все большее сознание своей духовности . Толстой уверен , что " с детства до самой смерти , когда бы ни наступила она , растет душа человека , все ... больше и больше приближается она к Б огу ". Самосоверш енствование есть главная цель программы неделания . В целом принцип самосовершенствования обозначает , прежде всего , духовный настрой и то " духовное состояние ", в котором должен пребывать человек ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=