Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 19 изменению насильственного устройства жизни . Во - первых , считает Толстой , надо перестать самому совершать прямое насилие , а также готовиться к нему . Во - вторых , - не принимать участия в каком бы то ни было насилии , делаемом другими людьми , а также в приготовлениях к насилию . В - третьих , - не одобрять никакого насилия . Прог рамма по б орь б е с насил ием . 1) Не совершать самому прямого насилия , значит , не хватать никого своими руками , не бить , не убивать , не делать этого ни для своих личных целей , ни под предлогом общ ественной деятельности . 2) Не принимать участия в каком бы то ни было насилии , значит - не только не быть губернатором , судьей , сборщ иком податей ( налогов ), министром , солдатом и т . д ., но и не участвовать в судах , выборах , армейской службе и т . п . 3) Не одобрять никакое насилие значит , кроме того , не пользоваться для своей выгоды никаким насилием ни в речах , ни в писаниях , ни в поступках ; не выражать ни похвалы , ни согласия с людьми и делами , поддерживающ ими насилие или основанными на насилии [ Толстой , 1954, Т . 38, 93-94]. Такова логика воплощ ения духовной истины . Таким образом , Толстой предлагает программу неучастия в современной социально - политической жизни , пропитанной , по его мнению , насилием . Если человек будет поступать в соответствии с требованиями неучастия в насилии , т . е . откажется от службы в армии , судов , уплаты податей , признания властей и будет обличать насильников и их сторонников , он подвергнется гонениям , преследованиям и иным видам насилия . Однако люди в большинстве своем страдают от других причин точно так же , а , может быть , и ещ е больше , чем в случаях их неповиновения . Человек же , отказывающ ийся от участия в насилии , не может не открыть глаза другим людям и не привлечь многих к таким же отказам , так что власти , в конце концов , не будут уже в состоянии применить насилие ко всем отказавшимся [ Толстой , 1954, Т . 38, 94]. Толстой считает , что ненасильственные действия даже со стороны немногих людей должны привести к формированию и установлению в общ естве " христианского общ ественного мнения ". Он считает , что нет необходимости всем людям или большинству людей следовать заповедям ненасилия . Достаточно будет , если лучшая часть человечества или даже отдельные его представители сначала возьмут на себя миссию воплощ ения и осущ ествления высших духовных истин в жизни . Чтобы воспитать людей , полагает Толстой , есть только одно единственное средство : " христианское общ ественное мнение , которое может быть установлено среди этих людей только истинно христианским учением , подтвержденным истинным христианским примером жизни " [ Толстой , 1954, Т . 28, 222]. Для самих же носителей истины непротивления все эти соображения не могут служить непосредственным мотивом позиции ненасилия , так как ответ на вопрос о том , что делать человеку , признающ ему истинность и приложимость к жизни закона любви , не может быть основан на предполагаемых последствиях . Если человек верит в закон любви , то он

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=