Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 16 Главный путь , ведущ ий к смирению , - покаяние как преодоление соблазна гордости . Преодоление гордости через покаяние , согласно Толстому , это признание в себе вины греховности , " порицание в себе дурного ", " чистка души , приготовление ее к принятию добра ". В широком смысле покаяние - это осознание человеком своей конечности , тварности , понимание " своей греховности , т . е . неисполнения всего того , что человек мог бы и должен сделать , но не сделал ". Таким образом , покаяние - это усилие , которое направлено к идеалу нравственного совершенствования (" совершенствованию всегда предшествует покаяние "). Покаяние определяет степень готовности человека к совершенству : " Человек тем лучше , чем он быстрее движется к бесконечному совершенству , независимо от той ступени , на которой находится . Б ыстрота же движения всегда зависит от степени довольства или недовольства собой " [ Толстой , 1991, Т . 1, 417]. Смирение обусловлено , прежде всего , знанием , мудростью , разумом . Именно мудрость , мудрое отношение к жизни , помогает преодолеть такие соблазны , как соблазн гордости , быть снисходительным к другим , при строгом и пристрастном отношении к себе . Смирение дает возможность избежать раздора и борьбы , культивирующ их зло : " Мир между людьми есть необходимое условие хорошей жизни , главное же препятствие для мира - наша гордость , только смирение , готовность перенести унижение , быть оклеветанным , ложно понятым , только при такой готовности человек может вносить мир в отношение свое к другим людям и людей между собой " [ Толстой , 1991, Т . 1, 306]. Прог рамму б орь б ы с соблазном гордости можно свести к следующ им практическим правилам : сравнивай себя только с высшим совершенством , а не с людьми , которые могут быть " ниже " тебя ; остерегайся мыслей о том , что ты лучше других и что у тебя есть такие добродетели , каких нет у других ; старайся не думать о себе хорошее ; если не можешь думать о себе дурное , то знай , что дурно уже то , что ты не находишь в себе дурного ; радуйся осуждению , остерегайся похвалы , бойся одобрения ; постоянно лови себя на гордых мыслях ; не бойся и не избегай унижений ; не старайся скрывать от себя постыдных воспоминаний о своих грехах ; смотри на грехи ближнего только сквозь призму своих собственных прегрешений ; не позволяй укореняться в своем сердце чувству довольства собой и своей жизнью ; не считай зазорным учиться у других , в том числе и тех , кто " глупее " и " злее " тебя : мудрый , смиренный человек ценит всех , ибо в каждом замечает хорошее [ Толстой , 1993, 333-343; Толстой , 1991, Т . 1, 34-35, 128-129, 251-252, 305-307, 419-421; Т . 2, 134-135, 208-209].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=