Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 14 мол ч ание понимается мыслителем как нравственное усилие в противодействии страстям : гневу , тщ еславию , озлоблению , злословию . Определяя положительные условия в борьбе с грехами , соблазнами и суевериями , Толстой устанавливает следующ ую зависимость : усилие самоотречения освобождает людей от грехов ; усилие смирения - от соблазнов ; усилие правдивости - от суеверий [ Толстой , 1993, 263]. К онкретны е ф ормы проявл ения усил ий сознания . Усилия сознания проявляются в процессе формирования и проявления нравственного сознания . Формирование нравственного сознания личности связано с такими понятиями , как самоотречение , свобода , смирение и покаяние . Данные категории являются основополагающ ими в религиозно - нравственной системе Толстого , так как определяют наличие добродетелей в нравственном сознании личности . Неделание ( как делание добра ) в формировании системы добродетелей проявляется именно через самоотречение , свободу и смирение ( покаяние ). В этом плане мы рассматриваем самоотречение как : а ) мотив в понимании и осознании необходимости ; б ) проявление свободы и нравственного выбора человека ; в ) добродетель . Усилие смирения - нравственное усилие в борьбе с грехами . Смирение невозможно без покаяния , которое представлено как : а ) усилие сознания в понимании человеческой греховности ; б ) нравственное преодоление грехов и соблазнов ; в ) проявление свободного выбора . Самоотреч ение как " неизб еж ное усл овие ж изни ч ел овека ". Толстой подчеркивает , что все телесные грехи - блуд , праздность , корыстолюбие , гнев , властолюбие и др . - возникают вследствие отождествления своего " я " с телом , подчинения души телу . Поэтому главным условием и предпосылкой избавления от грехов является перенос своего " я " в область духовного , признание духовного , божественного начала в человеке , необходимость подчинения ему телесной , животной природы . Именно это и оправдывает самоотречение как " естественный ", разумный момент эволюции человека . При этом Толстой подчеркивает , что самоотречение не есть " отречение от себя ", а только перенесение своего " я " из животного сущ ества в духовное . Нельзя считать , что такое отречение есть отречение от жизни . Напротив , " отрекаться от жизни плотской , значит усиливать свою истинную духовную жизнь " [ Толстой , 1993, 318]. В этом смысле самоотречение " не есть подвиг ", а необходимое условие жизни : " для человека же телесная жизнь - не вся жизнь , но только необходимое условие истинной жизни , состоящ ее все в большем и большем единении с истинной жизнью " [ Толстой , 1993, 318]. Не каждое духовное самоотречение может быть оправдано . Отречение от телесной жизни только тогда ценно и радостно , когда оно имеет религиозно - нравственное назначение , т . е . когда человек отрекается от себя , своего тела для того , чтобы исполнить " волю живущ его в нем Б ога ". Если же самоотречение совершается в интересах исполнения воли других людей , то

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=