Гуманитарные Ведомости. Выпуск 3.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 3, но я б рь 2012 г . 11 Усилия мысли характеризуются вниманием к совершению поступков : " Б удь внимателен к тому , что делаешь , и ничего не считай недостойным внимания ". Внимание вырабатывает привы ч ку к нравственным мыслям и поступкам . Толстой считает , что привычку саму по себе " никогда нельзя признать добром , даже привычку к добрым поступкам ". Привычка к добрым поступкам всегда связана с усилием , ведь " добро только то , что добывается усилием ". Тем не менее , необходимо постоянное , неукоснительное добросовестное исполнение простых обязанностей , привычное делание которых должно быть связано с нравственным чувством . Все это есть " действительное средство самосовершенствования " при " постоянном терпеливом усилии , руководимом мудрым рассуждением [ Толстой , 1991, Т . 1, 184]. Усилие мысли помогает определить нравственную позиц ию : " Когда определится взгляд на вещ и , то будет определено знание , когда приобретено знание , то воля будет стремиться к правде , когда стремление воли удовлетворено , то сердце сделается добрым " [ Толстой , 1991, Т . 2, 45]. Д уховны й рост - это тяжелый духовный труд , который способствует нравственному росту личности , ее самосоверш енствованию . Толстой , утверждая примат деятельности в настоящ ем , связывает начальную позицию усилия сознания с неделанием . В первом случае Толстой говорит о " творении добра " в настоящ ем ; во втором - о своб оде воздержания от зла . При этом Толстой полагает , что " гораздо больше силы нужно для воздержания от зла , чем для делания самой трудной вещ и , которую мы считаем добром " [ Толстой , 1991, Т . 2, 291]. Философскую разработку понятия усилия сознания Толстой предпринял ещ е в трактате " Ц арство Б ожие внутри вас ". " Усилие сознания " рассматривается им как ц ел остная духовная установка в борьбе со злом . Объ ясняя смысл и назначение " усилия " Толстой прибегает к аналогии из области сна : " Мы делаем усилие проснуться и действительно просыпаемся , когда сон становится ужасен и нет уже больше сил переносить его . То же надо делать и в жизни , когда она становится невыносима . В такие минуты надо усилием сознания проснуться к новой , высшей , духовной жизни " [ Толстой , 1993, 265-266; Толстой , 1954, Т . 28, 279]. Главный вопрос , характеризующ ий смысл усилия сознания : заключается в возможности человека сделать такое усилие , так как человек чащ е всего не может изменить течение событий , поставить под контроль сознания , " управлять " образами сновидений . Главная проблема , в связи с этим , - это проблема свободы воли как условия практической реализации усилия сознания . Толстой ставит возможность свободы в зависимость от внутренних причин , которыми человек руководствуется в своих поступках . Человек , несвободный в своих поступках , всегда чувствует себя свободным в том , что служит причиной его поступков , - в признании или непризнании истины ... Так , человек , совершив под влиянием страсти поступок , противный сознаваемой истине , остается все - таки свободным в признании или непризнании ее , т . е . может , не признавая истину , считать свой поступок

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=