Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 64 Флоренского эта идея воплотится в следующ ую мысль : имя – « узел бытия , наиболее глубоко скрытый нерв его ... имя – сгусток благодатных или оккультных сил , мистический корень , которым человек связан с иными мирами ... оно – божественная сущ ность , несет в себе мистические энергии » [2,833]. Имя и слово несет в себе энергию : « Слово – человеческая энергия и рода человеческого , и отдельного лица , – открывающ аяся чрез лицо энергия человечества » [10,264]. Особое значение О . Мандельштам придавал именам собственным , что достаточно характерно для акмеистической традиции . Не отразив эту мысль в теоретических работах , поэт тем не менее воплотил её в стихотворной форме : « Не забывай меня , казни меня ,// Но ДАЙ МНЕ ИМЯ , ДАЙ МНЕ ИМЯ !», « Как Ж ЕНЩ ИНЫ , Ж АЖ ДУТ ПРЕДМЕТЫ , // Как ЛАСКИ , ЗАВЕТНЫ Х ИМЕН …», « Нам остается только имя :// Ч удесный звук , на долгий срок …» и др . О . П . Флоренский в работе « Имена » определил имя как « тончайшую плоть , посредством которой объявляется духовная сущ ность » [12, 61]. Касательно классификации имё н сущ ествительных по признаку называния предмета как индивидуального или как представителя целого класса философ писал : « Личное имя в сравнении с нарицательным может быть охарактеризовано зараз : и как отличное от него лишь количественно , и как ему принципиально противоположное . Лишь количественно — и то и другое имя различны потому , что всякое личное имя по своей лингвистической материи есть то же имя нарицательное , хотя и приуроченное к определенному лицу . Напишем любое собственное имя с малой буквы — и оно станет нарицательным , если не на нашем языке , то на чьем - нибудь чужом . <…> Решительно всякое личное имя приводится к имени нарицательному или во всяком случае принципиально может быть приведено » [10, 265]. Исследовательница акмеизма Л . Г . Кихней , говоря о данном вопросе , отмечает , что акмеисты в этом положении « консолидируются с П . Флоренским , который считал , что в имени слиты энергии познающ его и познаваемого , воспринимающ его сознания и внешнего объекта . В поэтическом произведении имя собственное может быть и внутренней формой произведения , своего рода « энергией », « животворящ ей всю систему » [3, 42]. Точно неизвестно , был ли Осип Мандельштам напрямую знаком с работами о . Павла Флоренского , однако он точно слышал о нё м и , возможно , совпадения в идеях философа и поэта неслучайны . В 1927 году в работе « Философия имени » А . Ф . Лосев выскажет мысль о тождестве слова и вещ и : « Если сущ ность имя и слово , то , значит , и весь мир , вселенная есть имя и слово , или имена и слова . Все бытие есть то более мертвые , то более живые слова . Космос — лестница разной степени словесности . Ч еловек — слово , животное — слово , неодушевленный предмет — слово . Ибо все это — смысл и его выражение » [13, 142].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=