Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 61 Петербургского университета , виднейший представитель русского неокантианства . В 1901 г . в Петербурге было основано Религиозно - философское общ ество , на заседаниях которого присутствовали и духовенство , и миряне . Председательствовал там будущ ий патриарх епископ Сергий ( Старгородский ). На заседаниях общ ества обсуждались актуальные философские и теологические проблемы . Ч астыми гостями этого общ ества были Д . С . Мережковский , В . В . Розанов и др . В Москве происходили подобные заседания , на которых поднимались аналогичные проблемы . В литературе поэты - символисты – Александр Блок , Андрей Белый , Вячеслав Иванов , Дмитрий Мережковский , Зинаида Гиппиус , Валерий Брюсов – выражали в художественной форме свои религиозные и философские идеи . В 1906 г . редактором журнала « Русская мысль » стал экономист П . Б . Струве , широко эрудированный человек . Под его руководством журнал стал подлинным выразителем духовных богатств русской культуры начала XX в . Изменение умонастроения русской интеллигенции нашло свое выражение на страницах сборника « Вехи » (1909) [5,197]. Религиозность , мистичность философской мысли прошлого столетия привели к возникновению движения имяславия . По утверждению А . Ф . Лосева , который был одним из представителей философии имени , « современное имяславие коренится не только в первых столетиях христианства , но обнаруживается как характерная черта и в ряде древних религий , в первую очередь в религии Ветхого Завета » [4,5]. Недаром уже в Десяти заповедях Моисея запрещ ается употреблять имя Бога всуе . Однако особый резонанс имяславие получило именно в начале XX века . П . А . Флоренский объяснял это явление следующ им образом : « Задача имеславия , как некоторого интеллектуального творчества , расчлененно высказать исконное ощ ущ ение человечества ... и , следовательно , вскрыть онтологические , гносеологические и психофизиологические предпосылки этого всечеловеческого ощ ущ ения и самоощ ущ ения » [11,283]. Имяславие послужило основой для формирования нового философского течения – философии имени . Теоретическая база философии имени была разработана именно в начале XX века такими мыслителями , как А . Ф . Лосев (« Философия имени », « Имя »), о . П . Флоренский (« Мысль и язык », « Имеславие как философская предпосылка »), о . С . Булгаков (« Философия имени ») и др . Параллельно с философией идеи философии слова развивались и в литературных кругах . В сущ ности , литературное направление акмеизм есть не что иное , как поэтическая философия слова . Л . Г . Кихней отмечает , что « ключевым моментом в акмеистской « философии слова » является тезис , вытекающ ий из их картины мира , о сопричастности нашего бренного слова к Божественному Логосу » [3,35]. Обратимся

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=