Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 6 совершенно искусственный . Но как неестественно спрашивать , почему с ущ ее с ущ ес т в ует , так вполне естественно спросить , почему жи в ущ ее уми р а ет . [1, 68] Парадигматика федоровского учения заключает в себе программу осущ ествления некоторого тотального миродействия , благодаря которому снимается сама возможность проектирования идеального мироустройства , поскольку само по себе соотношение идеального и реального в человеческом сознании содержит в себе проекцию действительно несовершенного мира относительно потенциально возможной перспективы его усовершенствования . Эмпирическая действительность , подвергнутая спонтанной идеализации , не содержит таким образом выхода из себя и становится формой тиражирования отдельных своих проявлений или сегментов , каждый из которых , будучи принят за своеобразный эталон иерархической координации целостной системы , оттесняет на задний план ее определенную изначально предметную заданность . Федоровский космос интериоризирует материальность мира , обращ ая абстрактно мертвую материю в реально действующ ую , то есть « живую » идею . Именно поэтому для него неприемлем кантовский идеализм , который в федоровском изложении выглядит как ориентированная формально пролонгация сущ ествования класса искусственно созданных человеческим сознанием объектов , носителей подлинности смысла статусно реального мира , для которого мир действительный представляет собой лишь ряд зафиксированных сознанием внешних впечатлений , включенных последним в структуру функционирования внешних обналичивателей реальной действительности , таких как пространство и время . При этом перцепция времени неизбежно экспонирует себя как рефлексия схватывания , собирания воедино отдельных ликов временности с последующ ей их объективизацией . Так образуется и обозначается метафизическое время , которое определяется расширением объема каждого конкретного момента своего развертывания в любой отдельно взятой своей точке до пределов целостной системы . Таково время в рамках классической немецкой идеалистической философии . Спекулятивно воспринимающ ее сознание создает таким образом единый предельно абстрактный архетип времени , компенсируя посредством его непрерывного и бесперебойного функционирования фактическую невозможность постоянного в себе пребывания каждой отдельной его явленности . Время внешнее , то есть то время , по которому де факто живут и умирают люди , в соответствии с подобной схемой вполне сопоставимо с временем метафизическим , которое господствует в человеческом сознании как возможность сосущ ествования представления времени и его фактических явленностей , играющ их роль спонтанных индикаторов этого представления . Если данное представление сохраняется , то жизнь в любом случае имеет смысл , предельным выражением которого и является данное

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=