Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 42 что идея второго пришествия Христа и установления тысячелетнего Царства Божия на земле была очень распространена в раннехристианскую эпоху . В число сторонников данной идеи входили апостол Варнава , Папий Иерапольский , Иустин Мученик , Ириней Лионский , Ипполит Римский , Мефодий Патарский . Впоследствии идея тысячелетнего Царства Божия на земле не была воспринята церковью и подверглась критике со стороны Григория Богослова , Дионисия Ареопагита , Августина и др . В средние века в рамках христианской религии милленаристские идеи распространялись довольно активно в ряде ересей и радикальных движений , наиболее значительным из которых является учение мистика Иоахима Флорского о трех эпохах истории : Отца ( Ветхий Завет ), Сына ( Новый Завет ) и Святого Духа ( Тысячелетнее Царство ). Таким образом , Иоахим Флорский заостряет внимание на поступательном возрастании религиозного сознания человечества и постепенном самораскрытии Троичного Божества . Однако , с особой силой милленаристские идеи обнаруживают свое сущ ествование в эпоху Реформации и последующ ие века . С этого времени начинает формироваться три подхода к пониманию милленаризма : 1. П р еми л л ен а р и з м акцентирует внимание на том , что в конце истории наступит видимое тысячелетнее Царство Христа на земле , которое начнется в момент Его второго пришествия . Возвращ ению Христа на землю будет предшествовать отступничество церкви и всевозможные бедствия , а второе пришествие и воскресение умерших христиан произойдет внезапно ( пиетизм , баптизм , пятидесятничество и т . д .). 2. А ми л л ен а р и з м утверждает , что тысячелетнее Царство Христа уже наступило и сущ ествует в церкви в виде церковных таинств или только на небе и в душах верующ их от первого до второго пришествия Христа . Согласно данному учению , реальное тысячелетнее Царство Божие на земле никогда не наступит ( кальвинизм , лютеранство и т . д .). 3. П ос т ми л л ен а р и з м делает акцент на установлении Царства Божия в мире , благодаря деятельности церкви и проповеди Евангелия . В результате победы церкви наступает эпоха тысячелетнего Царства , которое завершится вторым пришествием Христа ( пуритане , ривайвелисты , доменионизм и т . д .). Таким образом , в рамках православия и католицизма эсхатологические представления следует рассматривать сначала на индивидуальном , а потом на всемирном уровне эсхатологии . Они , прежде всего , подробно акцентируют внимание на теме смерти и посмертном сущ ествовании отдельного человека , а лишь затем на конечной судьбе всего мироздания . В рамках протестантизма на первый план выходит всемирный уровень эсхатологии и идея конечной судьбы мира и человечества . Литература :

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=