Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012
Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 41 подчеркивает современный отечественный исследователь иудаизма и христианства Ю . Табак , идея « чистилищ а » стала приобретать все более конкретно - художественное выражение и « промежуточное состояние » как бы сменилось « промежуточным местом », когда богословы - схоласты , поэты и художники начали описывать , подобно аду и раю , детальное устройство чистилищ а , муки находящ ихся там грешников и т . д . [3, 46]. Реакцией Церкви на такую ситуацию было осторожное использование в официальных церковных определениях понятий и терминологий , описывающ их чистилищ е . Окончательное оформление идея чистилищ а получила в рамках католицизма на I и II Лионском , Флорентийском и Тридентском Соборах . В рамках православной эсхатологии понятие « чистилищ е » не получило доктринального оформления , хотя нельзя отрицать наличие в ней идеи о пребывании мертвых в неком промежуточном состоянии в ожидании Страшного суда , когда их участь окончательно будет решена . Именно с этим связаны молитвы об умерших , имеющ ие своей целью облегчение страданий , упокоение и оставление грехов . Определенное воплощ ение идеи мук чистилищ а в православной эсхатологии получила под названием « мытарств » - посмертных испытаний человеческой души демонами , обвиняющ ими ее в содеянных грехах и препятствующ ими вхождению в рай , что является одним из сущ ественных элементов Ч астного суда . В протестантской эсхатологии акцент смещ ается с участи отдельного человека на конечную судьбу человечества и всего мира , в ней отсутствует идея Ч астного суда , отвергаются учения о « чистилищ е » и « мытарствах », молитвы об умерших , но признается сущ ествование ада и рая . В некоторых направлениях протестантизма , например , в религиозном движении Адвентисты седьмого дня , отрицается идея сущ ествования ада как определенного места вечных мучений , что связано с несовместимостью подобных представлений с благостью и милосердием Бога . Всемирный уровень эсхатологии делает акцент на конечной цели космоса , истории и конце мира в целом . В рамках конечной судьбы человечества и мира во всех направлениях христианства признается второе пришествие Христа , воскресение мертвых , Страшный суд и наступление Царства Божия . В рамках католицизма и православия находится идея славного второго пришествия Христа , во время которого произойдет воскресение мертвых и Страшный Суд , определяющ ий окончательную участь каждого человека . В протестантизме акцентируется внимание на идее двух воскресений во время второго пришествия Христа . Сначала произойдет воскрешение праведников , которые будут царствовать вместе с Христом тысячу лет на земле , после чего будут воскрешены грешники и определится окончательная участь людей . Данная идея положена в основу идеи милленаризма , которая по большей части отвергается как католической , так и православной церквами . В отношении милленаризма , прежде всего , следует отметить тот факт ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=