Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 37 переосмысление собственной веры , когда старое понятие о Боге рухнуло , а на его месте возникает пустота , « значимое отсутствие », смысл которого человеку веры необходимо осознать . В декабре 1917 г . Тиллих анализируя свой личный опыт веры написал : « Продумав идею оправдания верой до ее логического завершения , я пришел к парадоксу о вере без Бога ». Но в этой « вере без Бога » даже при распаде предмета или содержания веры сам акт веры не делается бессмысленным , именно это , по нашему мнению , и имел в виду П . Тиллих . Результатом такого переосмысления стало понимание такого типа веры как « безусловная вера » в его работе « Мужество быть ». Такая вера , по его мнению , появляется , отделенная от всех утративших свой смысл религиозных содержаний , « когда Бог исчезает в тревоге сомнения » [21, 462-463]. Опыт веры Тиллиха не единичен , но не все люди могут пройти через испытание им . Каждый человек индивидуален . Психика не каждого человека может выдержать кардинальные сдвиги и пересмотры ценностей в мировоззрении . Есть люди , которые , попадая в такую ситуацию , не могут вырваться из нее . Поэтому они могут совершать такие поступки , которые будут идти в разрез со всем и с общ езначимыми нормами в том числе . К такому поведению можно отнести , например , террористические акты , религиозный фанатизм , фундаментализм . Можно сказать , что сейчас , когда в мире происходит много войн , межэтнических конфликтов и других иных глобальных и локальных потрясений , а также на фоне всевозможных переживаний приводящ их к крушению или полному изменению мировоззрения , ситуация « веры без Бога » может настать для любого человека . Но сама вера исчезнуть никогда не сможет , так как она является неотъемлемым феноменом человеческого бытия . Вера присутствует в жизни человека независимо от того , на что она направлена и в какой форме она выражается . Вера в процессе исторического развития общ ества , динамики жизни человека может перейти , измениться в иные типы , например , в квазиверу , но не полностью исчезнуть . Поэтому наше современное общ ество , является своего рода проверкой на прочность самого человека и общ езначимых ценностей , религиозной веры . Каждый решает и делает выбор сам . В этом проявляется его индивидуальность , воля и моральные ценности и идеалы , которые он утверждает как основу и цель своей жизни . И среди основополагающ их , жизнеопределяющ их феноменов немаловажное место принадлежит вере , являющ ейся индивидуальной и неповторимой особенностью каждого человека , влияющ ей на его мировоззрение , нравственные идеалы , действия и опыт связи с сакральным . Литература : 1. Ильин , В . В . Философская антропология : учебное пособие . М .: КДУ , 2006. – 232 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=