Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 36 самосовершенствование , духовное развитие и преображение данного мира . Вера в современном мире есть то основание , которое может поддерживать человека и вывести его из кризиса жизни . Вера носит онтологический характер , ее отсутствие , как считает Э . Фромм , может привести человека к неуверенности в своем собственном сущ ествовании , « свидетельствует о глубокой растерянности и отчаянии » [17, 154]. Мужество веры в профанном , десакрализованном мире должно идти по пути сохранения и обогащ ения религиозного содержания в современном мире , где общ ественное единство является носителем иных ценностей . А современный человек , по мнению Э . Фромма , отчужден « его жизненные силы превратились в вещ и и институты », которые стали идолами , им он « поклоняется и подчиняется », а Я современного человека есть « система желаний и их удовлетворения » [18, 193-194]. После Э . Фромма ситуация не сильно изменилась и то , что было характерно несколько десятилетий назад остается и развивается сейчас . Например , Дж . Кэмпбелл пишет о сложившейся ситуации так : « Общ ественное единство является теперь не носителем религиозного содержания , а экономико - политической организацией . Его идеалы сместились от иерархической пантомимы , представляющ ей на земле формы небес , к мирскому государству , пребывающ ему в жестокой и неослабной борьбе за физическое превосходство и материальные ресурсы » [19, 69]. Рисуемая Дж . Кэмпбеллом картина нашего современного мира , подталкивает к осознанию важной роли , которая принадлежит вере в жизни человека , в духовной наполненности благодаря данному феномену человеческого бытия . Мы приходим к осознанию того , что вера является тем путем , духовным мерилом , который приведет к пониманию человеком самого себя , своего места и роли в мире . В этом плане мы разделяем точку зрения И . А . Ильина о том , что благодаря вере « человек определяет и устанавливает приоритет , ценности и цели своей жизни » [20, 9]. Феномен веры в каждом своем индивидуальном ( но не эгоистическом ) проявлении любого человека есть его духовный стержень и неразрывная связь с другими людьми и трансцендентным . Вера в своих исканиях есть сам человек , в его экзистенциальном порыве поиска сакрального , свящ енного , высшего , вселенского , космического , т . е . к тому , что даст ему цель и определит мотивы в данном мире . Даже если это вера с религиозным опытом « без Бога », то в ней есть присутствие и ощ ущ ение божественного ( П . Тиллих ). Такой опыт может произойти в жизни человека и определить его динамику веры на всю жизнь . Такой опыт веры всегда связан с переломным моментом в жизни человека , с участием сомнения , с « личным кайросом » (« временем свершения », П . Тиллих ). Личный кайрос может представлять осознание того , что нечто новое и непредвиденное врывается в жизнь человека в момент , когда он созрел для перемен , готов принять это новое и действовать в согласии с ним . Результатом становиться

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=