Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 35 вопрос о смысле жизни совсем иначе » [13, 35], выбирать для себя цели , не выходящ ие за рамки его утилитарных , гедонистических целей и потребностей . Подняться выше низких животных инстинктов человек может , например , посредством воли и мужества веры , имея непосредственный и целостный акт свободного принятия трансцендентного , проявляющ ийся в полагании определенной системы ценностей для изменения своей собственной жизни и мировоззрения . Такой акт - акт веры человека , он совершается в усилии духовном и телесном , так как за мыслями и оценками должны последовать действия , реализующ ие мотивационную структуру человека как цельной нравственной личности . 3) У т ве р ж д е ние в ве р е б о ж е с т ве нно г о п р и к о нс т а т а ц ии « с м е р т и Б о г а » Третьей характерной чертой , раскрывающ ей социокультурный аспект веры в современной секулярном мире , выступает феномен веры без Бога . Специфика опыта связи с сакральным , с объектом веры человека в вере без Бога раскрывается в направленности веры на божественное , а не на Бога . Это состояние общ ества хорошо вскрыл Ф . Ницше , определив как одиночество , покинутость , оставленность из - за смерти иудео - христианского Бога . Ч еловек пребывает « в полностью десакрализованном мире » [14, 73] и смерть Бога , по мнению Ф . Ницше , есть свидетельство « радикальной секуляризации европейского сознания »[15, 992-993]. Это становиться современным опытом человека , живущ его в настоящ ем из - за смерти Бога . Ч еловек живет , постоянно соприкасаясь с опытом смерти , в котором имплицируется неопределенная перспектива « божественного », являющ ейся нестираемым следом давно отошедшего Бога [16]. Причем устранение идеи Бога , как отмечает Селиванов Ю . Р ., есть констатация кризиса европейской культуры и сознания , но не безоговорочное замещ ение религиозного сознания светским , гуманистическим мировоззрением , так как « человек » не в состоянии полностью « убить Бога », поскольку и « Бог », и « человек » являются взаимосвязанными элементами » [15, 993]. Поэтому Бог не умер , иначе умер бы и человек . Его смерть есть лишь факт того , что Он удалился из этого мира , вышел из сферы первостепенно важного для человека на отдаленные пространства его бессознательной стороны души . Только от человека зависит оставаться в области имманентного и десакрализованного , где пределом и объектом веры выступает божественное или посредством мужества веры выйти в иную бесконечную область , где опыт сакрального направлен на связь человека с Богом . В вере в божественное наиболее четко прослеживается влияние такого элемента веры как – « мужество веры » ( П . Тиллих ). Именно на основе мужества веры , человек совершает выбор : быть эгоистическим , индивидуалистским сущ еством и жить в мире где « Боги умерли » или перейти на более высокую ступень – связь человека с трансцендентным , которая устанавливает мерилом поступков систему ценностей дающ их

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=