Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 32 становится самоопределяющ аяся личность . Субъект становится объектом сакрального . О таком « самообожествлении », которое свойственно человеческой природе , писали многие мыслители , в том числе и Оливье К ., считавший самообожествление результатом обмирщ ения веры , следствием которой он также считал и фанатизм . Он писал : « Вера , когда она вырождается в простую принадлежность к чему - либо , когда она таким же образом связывается с желанием упрощ ения , такая вера – не что иное , как фанатизм » [6]. Это есть фанатизм своего « Я ». Другой крайностью выступает « борьба с самим собой » [7, 316], как пример притворного аскетизма , изощ ренного тщ еславия . Ф . Ницше писал об этом проявлении в религиозной жизни так : « человек испытывает истинное сладострастие , насилуя самого себя чрезмерными требованиями и затем обожествляя этот тиранически требовательный элемент своей души » [7, 317]. Это своего рода эгоизм с другим лицом . Здесь удовольствие в самопревознесении через глумление над собой . Это мнимое совершенствование при происходящ ей деградации личности . Здесь вера если и направлена на трансцендентное , то проходит сквозь него к себе самообожествленному . Это латентный эгоцентризм , который мы наблюдаем и сейчас . Если в предыдущ ие столетия роль веры была системообразующ ей , она выступала как мировоззренческая ориентация на ценности абсолютные , то теперь религиозный феномен погружен в мирское пространство и также как и остальные сферы человеческой жизни подвергается процессам секуляризации и десакрализации . Ч еловек погружен в мир профанный с его высшими и низшими ценностями , мирское стало уделом веры и самореализации . Ч еловек формируется в секулярном общ естве , ценностные установки , нравственные ориентиры которого проецируются на его жизнь , формируют мораль , нравственность . Само общ ество в целом подвержено тем же проблемам и поискам , что и отдельный человек . Характеристикой ценностей современного общ ества выступает тенденция , « связанная с феноменом вовлечения », непосредственно сказывающ аяся в « суггестивно - технологических изысках универсализации жизни » [1, 93]. Помимо этого можно также отметить и такую черту современного общ ества , в котором произошло изменение общ ественной психологии и трансформация религиозных ценностей , как подавление « эмоциональной составляющ ей человеческой личности , потери способности к фантазии , образному поэтическому мышлению , результат рационализма и интеллектуализации культуры » [8, 263]. Это не только усредняет человека , делает его человеком - машиной , но приводит к утрате Бога . На это , например , указывает М . М . Ш ахнович , анализируя « комическую теологию » Харви Кокса . Современный человек заключается в « нивелирующ ие процессы сериации производства , потребления , ритуализации общ ения , колонизации чувственности » [1, 93], его сознание становиться массовым , само общ ество становиться массовым . Оформлению массового общ ества предшествуют , как отмечает В . В . Ильин , определенные объективные явления . Среди них

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=