Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 31 смысл своего земного сущ ествования иначе как в непрерывном споре сомнения и веры , возражения и уверенности » [2, 35]. Таким образом , сомнение это знак , под которым живет наше современное человечество . Благодаря сомнению , мы способны на поиск ответов на то , что нас волнует предельно . И будет ли это сомнение первым этапом на пути к истинной вере ( А . С . Хомяков ) или необходимым ее элементом ( П . Тиллих ), избежать его невозможно . 2) Д ина м ик а ве р ы п р о т е к а е т на ф о не из м е не ния , к р из ис а т р а д иц ио нны х ц е нно с т е й и п о я вл е ния но вы х но р м п о ве д е ния Ценностная проблематика необходимо включена в веру в связи с тем , что в религиозном опыте веры человек преображается , получает новые импульсы для развития , самосовершенствования , через веру он полагает систему ценностей для преображения жизни и следования нравственным идеалам . К . В . Сельченок пишет : « Ч еловек всегда стремится к запредельности , а значит , он постоянно растет , постоянно стремится , постоянно находится в поиске вершин собственных возможностей » [3, 3]. Сама вера , религиозный опыт как путь к запредельному и совершенствованию самого человека , находятся в таком же динамическом развитии , как и сама личность . Ч еловек , являясь высшей ценностью , имеет стремление актуализировать свое назначение и смысл . И это стремление имеет « сознательный характер , превращ аясь в нравственное самосовершенствование , духовное преображение и , наконец , в об ожен и е и б ог опод об и е , т . е . растворение в абсолютной полноте бытия » [4, 244], т . е . в Боге , Абсолюте , в Высшей Сущ ности . Таким образом , стремление человека к самосовершенствованию не только потенциально , но и актуально . В тоже время личность на своем пути духовного развития может впасть в индивидуализм , эгоизм , которые возникает , по мнению А . Ш опенгауэра , из врожденности характера и « служит источником всех поступков , корениться в индивидуальных свойствах отдельной личности » [5, 347]. По мнению Ш опенгауэра у человека может присутствовать и развиваться не только эгоизм , связанный с собственным благом , но и « злобный эгоизм » [5, 347], который хочет чужого горя , ради своего сиюминутного блага . Такой эгоизм есть полное обесценивание всех нравственных идеалов , ценностей , норм поведения . Развитие человека в этом направлении не ведет к обожению . Это путь полной духовной , нравственной и физической деградации . Но даже если индивидуализм , эгоизм человека и не достигнет степени деградации и самодеструкции , все развитие и « совершенствование » будут упрочнением человека в качестве эгоистического сущ ества . Все интенции этого « неукротимого эгоизма » будут направлены на личное благо , имеющ его целью « мнимое счастье » [5, 349]. Ж елания и поступки будут соответствовать той системе ценностей , которая будет их оправдывать . Вера в Бога отстраняется на задний план . Объектом и субъектом веры становится сам человек . Область трансцендентного , заменяется имманентным . Идеалом

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=