Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 30 жизни , религиозного опыта с сомнением , которое выступает следствием рационального знания , направленного на объективность . Современная ситуация веры отражает все то , что владеет умом человека , его переживаниями , характеризует внутренний мир и жизненное пространство . И делает она это через ситуацию сомнения , которая определяет веру и ее динамику развития . Мы поставлены в рамки действия схемы : вера - сомнение - вера / деструкция . Связка вера - сомнение неизменна и неустранима из жизни современного секулярного человека , открывает возможность выхода в процессе духовной работы на более высокую ступень развития . Элементы вера / деструкция являются полностью противоположными полюсами . В конечном счете , они определяют судьбу человека , его жизнь , нравственные ориентиры и поступки . Вера есть у каждого человека , является ли он приверженцем какого - либо вероисповедания или нет , это фундаментальная характеристика человеческого бытия , вне зависимости от того , какой тип веры превалирует у человека в его опыте веры . Будет ли это личная или соборная вера , квазивера , светская вера , токсическая вера или даже неверующ ая вера . Вера является одним из важных проявлений процессов сознания , которое выделяет человека из неодушевленных объектов . Само бытие человека , его экзистенция , истина жизни это не только физическое состояние , но единство всех его элементов , находящ ихся в сложных взаимосвязях между собой . Его разум , мыслительный процесс , чувство и сверхчувство , инстинкт и предчувствие - все находится в сложных взаимообусловленных связях и все это одухотворено , как считает В . В . Ильин [1, 133]. Таким образом , в этом одухотворенном пространстве человеческого бытия , экзистенции и в самой человеческой личности духовное выступает как системообразующ ий фактор , выражением которого и является вера . Ч ерез него происходит полагание человеком системы « этико - гуманистических абсолютов , констант человеческого сущ ествования , намечающ их идеальную сетку координат » [1, 142] для выработки адекватной и вполне конкретной позиции человека по широкому спектру вопросов и проблем возникающ их в жизни , и актуализации этих ценностей в жизни . Этим духовным как раз и выступает вера человека , так как она имеет непосредственное участие в жизни человека , в его нравственной деятельности , в формировании мировоззрения , определения констант его сознания . Но этот процесс не однолинейный , неоднозначно протекающ ий , ведь жизнь человека проходит под знаком тесного переплетения веры и сомнения , как одного из оснований рационального знания . В этом плане мы не можем не согласиться со словами Й . Ратцингера . Он пишет : « Никто не может избежать полностью ни сомнения , ни веры . … Коренное определение человеческого удела состоит в том , что человек не может найти конечный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=