Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 27 заповедей , имеют двойную направленность и выражаются как любовь к Богу и как любовь к людям . У Толстого любовь имеет тройную направленность . « Во - первых , – пишет Е . Д . Мелешко , – это любовь к духовному , божественному началу в самом себе , побуждающ ая человека к нравственному самосовершенствованию . Во - вторых , это любовь к ближнему и не просто к близкому , родному , приятному или полезному нам человеку , а напротив , человеку враждебному и неприятному . В - третьих , любовь к Богу , то есть не что иное , как любовь ко всем людям , « желание блага всему »»[11; 26]. Итак , насколько же велики различия между двумя данными системами взглядов на любовь как основу совершенствования и познания Бога ? Пожалуй , главным несоответствием будут разные взгляды на понимание Бога . Лодыженский , безусловно , не отрицает , что « Бог есть любовь », и всё же , говоря о Боге , имеет в виду личное начало , Логос , воплотившийся в Иисусе Христе . При этом наблюдается некоторое сходство между божественным началом в самом себе у Толстого и Большим разумом , или духовным телом , у Лодыженского . Также примечателен и тот факт , что : « При всей открытости и очевидности требований любви к Богу и исполнения воли Бога Толстой отнюдь не склонен видеть в них полное выражение божественной сущ ности , что явилось бы теософским отождествлением человеческой и божественной природы . Толстой , напротив , подчеркивает , что наше понимание и осущ ествление требований любви к Богу и воли Бога недостаточно и неполно , что эти любовь и воля всегда останутся для нас тайной » [11; 27]. Интуитивность же постижения бытия Бога , пусть и в разной степени , характерна как для Толстого , так и для Лодыженского . Принцип любви к людям также присущ обоим мыслителям , хотя у Толстого он разработан гораздо тщ ательнее , по - видимому , из - за того , что Лодыженский больше исследовал сферу мистического . Принцип же любви как « желания блага всему » не отрицается Лодыженским , но и не получает положительной оценки , поскольку предстает для него скорее как неудачная имитация Толстым евангельской заповеди , отсутствующ ая в традиционных православных представлениях . Литература : 1. Бергсон А . Два источника морали и религии . М .: Канон , 1994. – 384 с . 2. Глаголев С . С . Рец . На : Лодыженский М . В . Свет незримый : Из области высшей мистики . СПб ., 1912. // Богословский вестник 1914. – Т .2 - № 6 – С . 351-385. 3. Гусейнов А . А . Великие пророки и мыслители . Нравственные учения от Моисея до наших дней / А . А . Гусейнов . М .: Вече , 2009. – 496 с .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=