Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 20 развивать своё учение , но не иметь при этом возможности применять его на практике . Например , Лодыженский считал « гениальным » образ юродивого Гриши , описанный в « Детстве » Толстого . Но мог ли Толстой воплотить данный образ в себе , оставаясь жить жизнью графа ? И мог ли он реализовать те идеалы русской народной святости , о которых он писал , и которые мы встречаем в духовных стихах [23; 99-104] или , наконец , воплотить идеалы подвижничества , описанные в « Добротолюбии » и разработанные Лодыженским ? Возможно , духовное состояние Толстого было подобно состоянию многих будущ их святых до их ухода от мирской жизни , которая тяготила их , мешая их духовному развитию . « Уход из Ясной Поляны , – подчё ркивает В . Н . Назаров , – этот сверхпоступок Толстого , выведший его на более высокий виток нравственного поиска истины , – необходимо должен был повлечь за собой и изменение его метафор понимания , качественную « умоперемену », что делало вполне вероятным и покаяние , и выработку такого « языка веры », такого предощ ущ ения истины , которые обнаружили бы всю несущ ественность толстовского расхождения с церковным христианством [12; 71]. Учение Л . Н . Толстого Лодыженский называл « непрочной » и « призрачной » религией . При этом Лодыженский подчеркивает , что первым порывом и жаждой искания высшей жизни было проявление непогасшего в ещ ё в ту пору большого разума Толстого , который через сердце , а не через мозг , предъявил свое стремление к Божеству . Именно в искании Бога , о котором Толстой пишет в « Исповеди », и заключается для него истинная жизнь . « Ведь я живу , – говорит Толстой , – истинно живу только тогда , когда чувствую Его и ищ у Его . Он - то , без чего нельзя жить . Знать Бога и жить - одно и то же . Бог есть жизнь »[20; 45-46]. Лодыженский не останавливается подробно на том , каким образом Толстой нашел свою веру , а говорит только о главных , с его точки зрения , положениях религии Толстого , а именно о его представлениях о Боге и о представлениях о будущ ей жизни . Для характеристики Бога в учении Толстого Лодыженский использует записанное философом за несколько дней до смерти определение : « Бог есть то неограниченное Все , чего человек сознает себя ограниченной частью . Истинно сущ ествует только Бог . Ч еловек есть проявление Его в вещ естве , времени и пространстве » [17; 143]. Лодыженский замечает , что данное представление о Боге не согласуется с христианским учением , согласно которому Бог остается богом , а человек - человеком . Единосущ ным богу является только Богочеловек Иисус Христос , несотворенный Бог . При этом человек не превращ ается в Бога , а только уподобляется Ему , по даруемой Им Благодати [8; 193].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=