Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 19 самостоятельно , в среде простых рабочих людей , деля их « скромную долю и свободно общ аясь с окружающ ими ». Иначе толкует последние слова брата монахиня М . Н . Толстая , понимая их как признание Толстым того , что он « заблудился » в своих религиозных исканиях . « Смысл возгласа Толстого – « не понимаю , что мне делать », – пишет Лодыженский , – несомненно , указывает на беспросветное положение , в коем находился Толстой , не видавший исхода для своего душевного успокоения »[8; 210]. При этом Лодыженский заключает , что « религия Толстого , поставленная пред лицом смерти , не дала ему успокоения » [8; 210]. Следует , однако , отметить , что отсутствие твердой веры в свои воззрения ещ ё не делает веру Толстого ошибочной , особенно в сравнении с людьми , слепо верящ ими в будущ ую жизнь , находя в этом успокоение перед смертью . Так , С . С . Глаголев в своей рецензии на « Свет Незримый » по этому вопросу писал : « Твердая вера , не соответствующ ая правде , может в значительной степени успокоить дух , хотя , конечно , никогда не может успокоить его так , как успокаивает истина »[2; 181]. Лодыженский также рассматривает эпизод из жизни Толстого , когда тот , придя к дверям кельи оптинского старца , не вошё л к нему , отвечая на вопрос « Почему же вы не вошли ?» - « Не решился , ведь я отлучен ». Когда же его спросили « А ещ ё пойдете ?», он ответил : « Если бы он меня пригласил !»[8; 206]. Для Лодыженского подобные слова ещ ё раз указывали на гордость Толстого , говорившую ему , что уже и того достаточно , что он , отлученный от церкви граф Толстой , объявил о своем желании видеть старцев [8; 206]. В своих произведениях Лодыженский вообщ е изображает Толстого « горделивым праведником »[9; 230-243], типичным представителем русской интеллигенции того времени . При этом утверждения Лодыженского относительно типичности Толстого уже тогда были опровергнуты [2; 180]. Рассматривая обстоятельства пребывания Толстого в Ш амордино , а затем в Оптиной пустыни , Лодыженский почти не упоминает о причинах ухода Толстого из Ясной Поляны . « Толстой , – пишет Лодыженский , – жаждет возможного уединения от всех ; он жаждет спокойной жизни близ сестры - монахини , хочет уйти даже от своих толстовцев » [8; 205]. Данное заявление опровергается впоследствии самим Лодыженским , писавшем об отъезде Толстого из Ш амордино в Ростов - на - Дону , где сущ ествовала колония толстовцев . Последние несколько месяцев из жизни Толстого предстают для Лодыженского своеобразной драмой , когда Толстой изо всех сил пытается как бы сбросить весь груз того учения , на развитие которого были потрачены долгие годы , но в котором он так и не нашё л успокоения . Однако причина оставления Ясной Поляны может носить и совершенно противоположный характер . Так , живя в своё м имении , Толстой мог

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=