Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 18 сведущ ий в православной духовной литературе , своеобразный и странный , а также необъяснимо предвзятый в своих воззрениях , не верящ ий ни в какие таинственные силы . Среди положительных качеств Толстого Лодыженский безусловно отмечает его литературный гений , который создает во « Власти тьмы » « поразительный » тип мужика Акима , истинного подвижника , в котором чувствуется духовная сила . Лодыженский также подчеркивает стремление Толстого к изучению интересующ их его идей , даже если последние не согласовывались с представлениями толстовцев , что особенно заметно в его желании поскорее познакомиться с « Добротолюбием ». Именно знакомство с таким памятником произведений христианских святых могло , по мнению Лодыженского , дать Толстому особый импульс , способный выбить его из « неверного русла , в которое нередко западали его философско - религиозные искания . Философская мысль Толстого , – пишет Лодыженский , – не обладала ясным зрением ; она была часто потемняема господами толстовцами , которые плотным кольцом окружали великого писателя , заражая его своими крайними взглядами »[8; 204]. Подобные выводы о влиянии толстовцев на Толстого быстро нашли поддержку . « Хорошо выяснено у г . Лодыженского ,– подчеркивает С . С . Глаголев , – что престарелый Толстой только выдвигался как вождь , на самом деле был только водимым . Лица , окружавшие его , нравственную физиономию которых трудно выяснить , отводили его и от Аввы Дорофея , и от Оптиной пустыни , добавлю , и от тульского архиепископа »[2; 380- 381]. Лодыженский определенно пытается доказать неустойчивость Толстого в его религиозных взглядах . В пример этого он приводит случай , произошедший перед смертью брата Толстого , графа Сергея Николаевича , когда Лев Николаевич при всё м своё м неверии в таинства выразил полное сочувствие решению брата причаститься Святых Тайн [8; 205]. На наш взгляд , это обусловлено не отсутствием веры в свои религиозные воззрения , как это представляет Лодыженский , но , напротив , обусловлено глубокой принципиальностью Толстого в отношении чужих убеждений [21; 184]. На неустойчивость Толстого во взглядах на религию Лодыженский указывает через сравнение « метущ егося » душевного состояния Льва Николаевича перед смертью и той « трогательной простотой » с которой уходили из жизни православные святые . Особенно Лодыженский останавливается на последних изречениях Толстого : « Не понимаю , что мне делать … А мужики - то , мужики как умирают !.. Так видно мне в грехах придется умереть … Вот и конец и ничего »[8; 259-263]. Подобные слова Толстого могли быть связаны с невозможностью реализации того « плана новой жизни », когда он мог зажить по - новому ,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=