Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 17 Совсем иное отношение к Толстому Лодыженский демонстрирует в своей второй книге « Свет Незримый », подробно рассказывая о своё м кратковременном знакомстве с Толстым , которое , по - видимому , и послужило причиной для его последующ ей критики [8; 198-203]. Данная встреча с « великим писателем земли русской », беседе с которым Лодыженский первоначально не придал большого значения , со временем , как он сам замечает , приобрела для него глубокий смысл и помогла многое уяснить относительно Толстого . 31 июля 1910 года Митрофан Васильевич Лодыженский со своей женой Ольгой Александровной и их знакомым С . В . Ч иркиным , бывшим управляющ им русским консульством в Бомбее , прибыли с визитом в Ясную Поляну [18; 86]. Лодыженский рассказывал Толстому о своей первой , тогда только готовящ ейся к выходу книге « Сверхсознание », касающ ейся жизни христианских святых . Тема не заинтересовала сначала Толстого . Лодыженский пытался доказать Толстому высокое значение трудов подвижников . Для этого он изложил перед ним схему св . Аввы Дорофея : « Представьте себе круг , средину его – центр и из центра исходящ ие радиусы - лучи . Эти радиусы , чем дальше идут от центра , тем больше расходятся и удаляются друг от друга ; напротив , чем ближе подходят к центру , тем больше сближаются между собою . Положите теперь , что круг сей есть мир ; самая средина круга – Бог , а прямые линии ( радиусы ), идущ ие от центра к окружности или от окружности к центру , суть пути жизни людей . И тут то же : насколько святые входят внутрь круга к середине оного , желая приблизиться к Богу , настолько , по мере вхождения , они становятся ближе к Богу и друг к другу »[4; 760]. Оказалось , что Толстой придерживался похожих воззрений относительно любви к ближнему . Тогда , как утверждает Лодыженский , Толстой впервые услышал о « Добротолюбии » [5; 241][16; 204]. При этом Толстой обратился к Бирюкову с тем , что необходимо приобрести « Добротолюбие », на что тот , как отмечает Лодыженский , ответил недовольным тоном , у них « это всё есть ». Другой темой разговора Лодыженского с Толстым были оккультные силы , сущ ествование которых настойчиво доказывалось первым . Толстой же назвал это всё « вздором » и « пустяками », отказавшись при этом от рассказа о том , как гипнотизер Пикман смог с помощ ью данных сил усыпить О . А . Лодыженскую против её воли . Несколько дней спустя Толстой с доктором Маковицким , посещ ал Лодыженского в его имении Басово якобы с целью ознакомления с « Добротолюбием ». Тогда они виделись с Лодыженским в последний раз . После этих двух коротких встреч с Толстым Лодыженский составил о нё м уже определенное мнение . Толстой представлялся Лодыженскому как человек , не устоявшийся в своих религиозных исканиях , мало

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=