Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 16 УДК 1(091) О . В . С о л о п о в ( Тула , ТГПУ им . Л . Н . Толстого ) 8-903-658-25-14 , e-mail: podvizhnik@mail.ru К Р И Т И К А М .В . Л О Д Ы Ж Е Н С К И М Р Е Л И Г И О З Н О -Н Р А В С Т В Е Н Н О Г О У Ч Е Н И Я Л . Н . Т О Л С Т О Г О В статье вы явл яю тся основания к р итик и М . В . Лод ы ж енск ог о р ел иг иоз но - нр авственног о у чения Л . Н . Т ол стог о . Вы явл яется х ар ак тер л ичностны х отнош ений М . В . Лод ы ж енск ог о и Л . Н . Т ол стог о . Р ассм атр иваю тся основны е п ол ож ения у чения Л . Н . Т ол стог о , п р ед ставл енны е в р ел иг иоз но - ф ил ософ ск их тр у д ах М . В . Лод ы ж енск ог о . Соотносятся основания р ел иг иоз ной ф ил ософ ии М . В . Лод ы ж енск ог о и р ел иг иоз но - нр авственног о у чения Л . Н . Т ол стог о . Кл ю чевы е сл ова : М . В . Лод ы ж енск ий , Л . Н . Т ол стой , р у сск ая р ел иг иоз ная ф ил ософ ия , теософ ия , Х р истианство , м истик а , ц ер к овь . В трудах М . В . Лодыженского (1852-1917) можно обозначить два периода его отношения к Л . Н . Толстому . В работе « Сверхсознание » Лодыженский выделяет Толстого как одного из главных борцов против современного атеизма , или так называемой « повальной болезни духа ». При этом Лодыженский подчеркивает , что ни Н . В . Гоголь в своих « Выбранных местах из переписки с друзьями », ни тем более славянофильство в лице И . В . Киреевского , А . С . Хомякова , К . С . Аксакова и др . в своих попытках напомнить людям о Боге не смогли повлиять на современников . « Только с выступлением на сцену Л . Н . Толстого и Ф . М . Достоевского , – подчеркивает Лодыженский , – начался сдвиг интеллигентского мышления с той мё ртвой точки , куда , казалось , это мышление так прочно уселось благодаря позитивизму »[7; 31]. Согласно Лодыженскому , именно Толстой смог первым подорвать всеобщ ее увлечение западным позитивизмом , указывая на то , что восторженное принятие позитивной философии О . Конта обусловлено стремлением к оправданию сущ ествующ его зла в людских сообщ ествах . При этом Лодыженский подчеркивает , что Толстой оказывал более сильное влияние , чем Достоевский , произведения которого были жесткими и « трудно перевариваемыми » массами . И Толстого и Достоевского , Лодыженский называет убежденными христианами , при этом первый выступает как христианин -« новатор », второй как приверженец « старой веры » и апостольского учения . Благодаря своему уму и таланту Толстой сделал всё возможное , чтобы « излечить » людей от атеизма . При этом Лодыженский указывает на глубокую симпатию Толстого к народным героям , верующ им в Божество , отраженным в образах Каратаева (« Война и мир ») и Акима (« Власть тьмы »).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=