Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 14 отвлеченный мир , фантазируя о счастье и строя воздушные замки , а возвращ аясь из страны грез и мечтаний , понимают всю их беспочвенность и впадают в уныние и отчаяние . К . Д . Кавелин предостерегает от такого образа мыслей , поскольку он крайне губителен как для человека , так и для общ ества в целом , когда в нем сущ ествует большое количество людей с таким мировоззрением . Губительное воздействие оказывает на людей и смешение объективной действительности с субъективной , когда внешние цели , на которые направлен труд человека , все его внимание , застят и отбрасывают на второй план внутреннюю жизнь : « Внимание мало помалу отвлекается от внутренней психической жизни и сосредотачивается исключительно на внешней деятельности ; под конец этические идеалы совсем забываются , и в наших верованиях и убеждении место их занимают идеалы объективной действительности , которые мы и принимаем за субъективные ». [1; 968] Здесь опасность кроется в том , что , отвлекшись на внешнее , то , что на виду , мы перестаем самосовершенствоваться внутренне . Это может привести к тому , что человек бывает « выдрессирован », как пишет К . Д . Кавелин , для жизни в общ естве , но на поверку оказывается исключительным негодяем . Поэтому важно не утратить баланс между внешней и внутренней жизнью , чтобы душа не зачерствела . « Одним из главнейших условий » нравственной жизни К . Д . Кавелин называет простоту . Простота , согласно воззрениям философа вовсе не синоним глупости или наивности . Она « предполагает полную , беззаветную преданность истине , правде и душевной красоте , без всяких задних мыслей , расчетов и соображений , без так называемого себе на уме , - и в то же время непоколебимую уверенность , что то , чему мы так всецело преданы , есть благо , которому можно и должно отдать все свои душевные силы , посвятить всю свою деятельность ». [1;969] В этом как раз значении она и есть идеал субъективной жизни . Также К . Д . Кавелин выделяет ещ е один субъективный идеал , которому он не дает точного названия , но , в общ ем определяет как « светлое , спокойное и доверчивое отношение к жизни ».[1;970] Оно являет собой как бы противоядие , защ иту нашего сознания от потрясений и бед , которые мы не можем предвидеть и заранее подготовиться . Такая душевная установка в некотором смысле предохраняет нас от чрезмерной боязливости , настраивает на умиротворение и спокойствие . Говоря так об идеалах , которыми каждый человек должен руководствоваться в жизни , К . Д . Кавелин подходит к высшему идеалу человеческих отношений – любви . Под любовью он понимает не половое влечение , дружбу или привязанность к кому - либо . Он исходит из того , что каждый человек по своей природе есть « живое воплощ ение идеи нормального , идеального человека », а потому любить следует не то , что человек в реальности из себя представляет , а то , « чем бы он мог должен

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=