Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 13 Целью нравственных идеалов является , по К . Д . Кавелину , выведение человека « из круга обособленной индивидуальности » и поднятие его « до идеального типа человека », сложившегося через отвлечение и обобщ ение качеств и свойств человеческой природы , признаваемых в данное время … за самые совершенные ». [1;961] В системе нравственных идеалов К . Д . Кавелин на первый план выводит стремление к истине , правде , душевной красоте . Он считает , что во всякой деятельности , да и вообщ е по жизни , лишь опора на эти ценности способствует созданию по - настоящ ему прочного , полезного для собственно себя и окружающ их . В защ иту подобного вывода и в противопоставление лжи , лукавству , лицемерию он логически четко обосновывает даже их практическую необходимость . В частности , он приводит суждение , что высоконравственный человек порой имеет в общ естве авторитет не меньший , нежели человек высокого социального положения и большого богатства . И вообщ е , по его мнению , с накоплением опыта происходит взаимное прилаживание объективного и субъективного мира , в связи с чем влияние нравственных элементов все более возрастает . К числу « первых добродетелей » К . Д . Кавелин причисляет также смирение и покорность . Однако их часто недооценивают и ассоциируют с холопством , раболепием , либо вообщ е с недоразвитостью . Это следствие опять же путаницы понятий , что мыслитель и доказывает , что они отнюдь не унижают нравственного достоинства человека . Напротив – они помогают нам примириться с неизбежным , когда мы не в силах что - либо исправить ( о чем - то похожем писал много позже Д . Карнеги ). Этика , по К . Д . Кавелину , переводит эти принципы в общ ее « правило душевного настроения », перестраивая человека так , чтобы то же самое , что мы делаем по необходимости , приносило нам если не удовлетворение , то , по крайней мере смиряло бы противоречия нашей души . Это , как мы видим , верно опять же и с практической точки зрения ( хотя у К . Д . Кавелина нет явного акцента на практическую полезность ). В тесной связи со смирением и покорностью находятся , согласно взглядам мыслителя , вера и надежда . Вроде бы понятные и не нуждающ иеся , на первый взгляд , в пояснениях понятия исследуются и разбираются К . Д . Кавелиным со всей серьезностью и тщ ательностью . « В этическом смысле вера и надежда есть бодрость духа , уныние и отчаяние – упадок душевных сил ». [1;967] В объяснении благотворной роли веры и надежды мыслитель снова прибегает к помощ и психологии , указывая , что « душевная бодрость и упадок душевных сил появляются и исчезают под воздействием психических влияний , внутренних и внешних ». [1;967] Наша жизнь не идеальна – она состоит из радостей , горестей , мучений и наслаждений . Причем все это распределяется неравномерно и положительное редко , по мысли К . Д . Кавелина , зависит от наших усилий . В связи с этим люди вместо того , чтобы бороться , часто уходят в

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=