Гуманитарные Ведомости. Выпуск 2.2012

Гуманитарные в ед о мо с ти Т ГП У им . Л . Н . Т о л с то го № 2, ию л ь 2012 г . 12 на который направлена деятельность . По его мнению , они сильно отличаются друг от друга , но на это мало кто обращ ает внимания , из - за чего происходит путаница понятий . « Конечный результат у субъективной и объективной деятельности один и тот же – произвести нужное , полезное или желательное человеку действие ; но способы и средства , которыми этот результат достигается , различны . Объективная деятельность косвенными путями действует на мотивы , изменяет их , изменяя условия , которые их рождают , усиливают , ослабляют или уничтожают ; субъективная действует на них прямо , приступает к ним как бы лицом к лицу ». [1;955] Другими словами , объективная деятельность использует знание , ум , чтобы воздействовать каким - либо образом на возникшее явление , в то время как субъективная с помощ ью силы воли меняет человека изнутри , приспосабливаясь к ситуации . « Объективная истина , объектив н ая правда , объективное благо – вот к чему человек стремился без оглядки в течение последних веков : уяснить , выработать и воплотить в объективное в действительности … В основании всей современной европейской жизни , в общ ем и малейших подробностях , лежит , как предпосылка , непоколебимое , глубокое убеждение , что объективные цели и их осущ ествление в действительности суть единственно верное средство доставить человеку возможное благополучие », – пишет К . Д . Кавелин в « Задачах этики » [1; 947] Такое утверждение , по его мнению , верно , но одностороннее , неполно , поскольку « объективность не дает человеку безусловно твердой и прочной точки опоры , потому что источник , корни ее лежат не вне человека , а нем самом , в его природе как живого , единичного , индивидуального организма ». [1; 948] К этому же выводу он приходит и в другой своей работе « Идеалы и принципы », где говорит о том , что идеалов не следует искать там , где « человек приходит в соприкосновение с окружающ им миром , другими словами – в сфере его внешней деятельности , на что бы она ни была обращ ена ». [2; 890] По мнению К . Д . Кавелина , идеал нужно искать в психическом строе человека . В данном случае имеется в виду именно субъективный идеал . Субъективная деятельность так же должна опираться на определенные нормы , образцы , которые ее направляют , усиливают , ослабляют . Такими нормами , по мысли К . Д . Кавелина , служат субъективные идеалы . « Деятельным сознанием » этих идеалов , является совесть .[1;956] Субъективную деятельность он называет нравственной деятельностью , а субъективные идеалы – нравственными .[1;956] Появились они , согласно взглядам философа , вместе с первыми признаками сознания . Эта мысль отражает в некоторой мере связь этики с психологией , которую не раз мыслитель подчеркивал в своих исследованиях , посвящ енных проблеме нравственности .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=