Время науки - The Times of Science
64 Личностный потенциал, согласно Д. А. Леонтьеву, – это комплексная, системная характеристика личности, которая лежит в основе способности руководствоваться стойкими внутренними критериями и ориентирами в своей жизнедеятельности, сохраняя стабильность действий в условиях внешних изменений и давления ситуации [8]. Анализ литературы по проблеме исследования показывает, что личностный потенциал проявляется в разнообразных и сложных формах. Уровень личностного потенциала определяет способность человека вести свою жизненную деятельность, взаимодействовать с окружающиммиром, справляться со стрессом и адаптироваться к переменам. При низком уровне личностные характеристики и функции не связаны между собой. Люди с высоким потенциалом обладают такими психологическими чертами, как активность, продуктивность, субъектность, упорство и эффективное преодоление трудностей, самостоятельность, направленность на цель, гибкость. Соответственно, у людей с низким личностным потенциалом преобладают пассивность, конформность, ригидность, зависимость, подчиненность, уязвимость, жертвенность, жесткость [4]. Таким образом, личностный потенциал определяется не только способностями, но и умением использовать их. В период старшей школы происходит сложный процесс личностного развития. В это время формируются основы личности, в силу чего важно создать благоприятные условия для развития, способствующие самоопределению и самореализации [5]. В возрасте 17 лет происходит саморегуляция ценностно-смыслового поведения. Если человек научится объяснять и, следовательно, контролиро- вать свои действия, то необходимость объяснить своё поведение приводит к приспособлению этих действий к новым нормам. Исследование личностного потенциала современных школьников проводилось нами на базе МБОУ «Центр образования № 3» г. Тула. Выборку составили обучающиеся 10-го класса в количестве 16 человек – 7 юношей, 9 девушек. Средний возраст испытуемых составил 16 лет. Опираясь на вышеуказанную структуру Д. А. Леонтьева, мы составили диагностическую программу, позволяющую выявить особенности личностного потенциала (таблица 1).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=