Время науки - The Times of Science

52 неадекватная самооценка, стремление нарушать правила, конфликтные отношения со взрослыми, изоляция в коллективе, пропуски занятий, размытые нравственные понятия. Характерно также искажение духовных ценностей и нравственных принципов. Модель поведения таких подростков не соответствует общественным нормам, но они имеют собственную систему ценностей в своем окружении. Асоциальные идеструктивные действия, такие, как кражи, хулиганство и употребление психоактивных веществ, они воспринимают как атрибутывзрослой жизни, что мотивирует их к совершению подобных поступков. Особо остро данная проблема встает в учреждениях интернатного типа. Увеличивается число несовершеннолетних, оказавшихся вовлеченными в преступную деятельность, имеющих различного рода аддикции, беспризорных и безнадзорных. Они нуждаются в восстановлении утраченных, нарушенных или вовсе не приобретенных ценностных установок, социальном опыте, а именно в ресоциализации. К особенностям социально-психологической работы по ресоциализации подростков с девиантным поведением относятся: индивидуальный подход к каждому подростку, учет его уникальных потребностей, возможностей и ресурсов; развитие эмоциональной стабильности и психологической устойчивости через работу с эмоциями и стрессовыми ситуациями; сотрудничество с широким спек- тром профессиональных специалистов: педагогами, психологами, социальными работниками, представителями законодательной системы. Процесс социально-психолого-педагогического сопровождения ресоциализации подростков в условиях учреждений закрытого типа складывается из трех этапов: адаптационного (привлечение трудных подростков к коллективной деятельности и их адаптация к условиям учреждения), периода частичной неустойчивой ресоциализации (включение подростка в коллектив, усвоение коллективных норм и отказ от антиобщественного поведения), периода полной ресоциализации (формирование устойчивых социальных ориентиров и убеждений, профессиональное самоопределение, развитие самосознания и способности к саморефлексии) [2]. В работе с данной категорией, по мнению К. С. Шалагиновой, Е. В. Декиной, важно обратить внимание на развитие навыков адаптации в социуме, повышениеадаптационныхспособностей; формированиенавыковконструктивного взаимодействия, положительного отношения к школе; повышение степени социализации подростков и др. [3]. К основным направлениям и методам социально-психологической работы по рессоциализации в условиях социально-реабилитационного центра можно отнести индивидуальные консультации и беседы; групповую работу и тренинги; использование методов арт-терапии; вовлечение в творческую деятельность;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=