Время науки - The Times of Science

47 Например, современный подход к трудовому воспитанию преобразует привычные формы труда, делая их привлекательными для детей, в том числе через подклю-чение к реальным проектам, мастер-классам, усложне- ние в связи с цифровизацией труда [4]. Для исследования особенностей ценностных ориентаций подростков с признаками девиантного поведения нами была составлена диагностическая программа, в которую вошли следующие методики: «Ценностные ориентации» М. Рокича,опросник«Иерархиямотивовтруда»Г.В.Резапкиной,опросник«Патриотизм – это…» А. В. Основина, опросник «Семейные ценности» М. С. Константиновой и М. В. Мартыновой, опросник «Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье» Ю. В. Науменко. Исследование происходило на базе Центра образования № 32 имени генерала И. В. Болдина г. Тула. В исследовании приняли участие подростки с признаками девиантного поведения 8-го класса в количестве 9 человек. Методика М. Рокича «Ценностные ориентации» показала, что среди терминальных ценностей подростки выделили свободу (первое место), матери- ально обеспеченную жизнь (второе место), интересную работу (третье место). Из этого следует, что предпочитаемыми ценностями являются свобода от правил, материальные блага, карьера, друзья и уверенность в себе. Такие ценности, как здоровье и семья, являются для детей безразличными и незначи- мыми. Респондентам свойственно стремление к веселой, неразмеренной? жизни, отсутствие контроля со стороны родителей, учителей и общества. Исходя из полученных результатов по методике «Иерархия мотивов труда» (Г. В. Резапкина), можно сделать вывод о том, что у большинства опрошенных выражен мотив «деньги». Опасность этого? заключается в неразборчивости средств для достижения цели – материального благополучия. По результатам опросника «Патриотизм – это…» (А. В. Основин) большинство опрошенных понимает значение такой ценности, как патриотизм, но лишь некото- рые из них принимают патриотические ценности, осознают свою принадлежность кобществу, побуждающуюкдействиямсогласноустановленнымвысшимдуховно- нравственным ориентирам. Также есть подростки, у которых уровень понимания понятия «патриотизм» следует оценивать как начальный, характеризующийся архетипными представлениями о Родине. Опросник «Семейные ценности» (М. С. Константинова, М. В. Мартынова) показал, что большинство подростков имеет представления о таких семейных ценностях, каклюбовь, продолжениерода, почитаниеродителей, заботаомладших, забота о старших, культура быта, но не у всех сформированы такие ценности, есть подростки, у которых эти представления сформированы мало.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=