Время науки - The Times of Science
46 К.В.АдушкинаиА.И.Черепановаподчеркивают,чтоподростокнаиболееподвержен разным факторам, приводящим к девиации [1]. В период становления личности в молодом возрасте очень важны ценностные ориентации, в случае негативного развития появляется направленность на девиантное поведение. А. А. Хачатрян выявил, что подростки, у которых преобладают такие ценности, как стремление к веселой жизни, развлечениям, отсутствие контроля со стороны общества, материально обеспеченная жизнь, склонны к девиантному поведению [8]. М. К. Акимова считает, что ценности являются аспектом структуры убеждений, мнения, образа поведения человека, которые способствуют достижению мотивационной цели [2]. Исходя из этого, ценности выполняют функцию ориентации активности человека. Е.В.Волохова,В.С.Любченко,Ю.В.Масловаподчеркивают,чтотрадиционные ценности России относятся к символическим ресурсам сплочения общества и включаютвсебяуниверсальныенормы, ккоторымотносятсяжизньибезопасность человека, его права, справедливость и патриотизм, а также цивилизационные, которые обусловлены спецификой нашего народа [3]. На основе этих ценностей формируются и функционируют ценностные ориентации, обусловливающие направленность активности человека в форме деятельности и поведения. Согласно Указу Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» традиционные ценности – это нравственные ориентиры, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России. «К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служениеОтечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России» [7]. Д. Д. Миронов акцентирует внимание на ценностях подростков с признаками девиантногоповедения.Авторпишетотом, чтодуховныеценностииинтересыуних имеют деформированный характер, а нравственные понятия, как положительные, так и отрицательные, размыты: «модель поведения девиантных подростков не является социально одобряемой, однако у них есть определенная система базовых понятий, распространенная в их кругах» [6].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=