Время науки - The Times of Science

39 Стоит отметить, что внедрение подхода развития навыков «4К» в практику обучения поддерживается ФГАУ «Фонд новых форм развития образования», НИУ ВШЭ, благотворительным фондом «Вклад в будущее» и другими [5]. На Всемирном экономическом форуме в докладе «Новый взгляд на образование» была представлена новая модель образовательных результатов, где наглядно продемонстрированы вышеперечисленные компоненты «4К» [9]. Данная модель непосредственно связана со стандартом программ ФГОС, в которых заявлено развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать творческие задачи, что невозможно при отсутствии креативности и критического мышления [6; 8]. Отсюда следует, что актуальность и значимость компетенций растет, а сама тема мягких навыков расширяется. Нами проведено исследование по оценке сформированности гибких навыков у современных старшеклассников – представи- телей цифрового поколения. Исследование проводилось на базе МБОУ «Центр образования № 3» г. Тулы. Выборку составили обучающиеся 10-го класса в количестве 16 человек – 7 юношей, 9 девушек. Средний возраст испытуемых составил 16 лет. Диагностическая программа исследования представлена следующими методиками: «Выделение существенных признаков» [4], опросник креативности Д. Джонсона [7], методика «Лидер» [5], тест-опросник коммуникативных умений [1]. Анализ результатов диагностики по методике «Выделение существенных признаков» позволяет утверждать, что большая часть респондентов, участвующих в исследовании, имеет низкий уровень развития критического мышления (рис. 1). 75 % от общего количества респондентов, участ- вующих в исследовании, характеризуются преобладанием конкретно- ситуационного мышления над абстрактно-логическим. Отсюда следует, что ведущей мыслительной операцией у большинства учащихся является именно конкретизация. Способность к конкретизации позволяет фокусировать внимание на деталях или явлениях, тогда как абстрактно-логический стиль мышления позволяет дифференцировать существенные признаки или явления от второстепенных. 15 % имеют средний и лишь 5% – высокий уровень развития критического мышления. Для незначительной части выборки – 5 % характерно преобладание обоих стилей мышления, при котором человек фокусирует внимание как на абстрактно-логических задачах, так и на вторичных признаках.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=