Время науки - The Times of Science

28 В нее входят 4 обучающихся – Варвара («Инициаторы») и Никита, Артур, Вероника («Отвергаемые») (таблица 1). Варвара является лидером в классе и обладает вербальной агрессией, используя словесные оскорбления, ее отличает принципиальность, часто возникают сложности в процессе обще- ния с окружающими, что может приводить к конфликтам и травле. Никита Б., Артур и Вероника являются отвергаемыми членами коллектива – у них преобладает предметная агрессия, что говорит о том, что они не способны постоять за себя в конфликтах, срывают свою агрессию на окружающих их предметах, что повышает риск оказаться в позиции «жертвы». таблица 1 Потенциальные жертва и агрессор травли в образовательной среде (по результатам диагностики) Методика Группа риска Жертва Агрессор Никита Артур Вероника Варвара Входная анкета «Буллинг» Осведомлен Осведомлен Осведомлена Осведомлена «Буллинг- структура» Роль «Жертва» Защитник жертвы Роль «Наблюдатель» Роль «Инициатор» «Социометрия» Позиции «Отвергаемый» «Отвергаемый» «Отвергаемый» «Лидер» Тест агрессивности Физическая агрессия Физическая агрессия Вербальная агрессия Вербальная агрессия «Личностное стремление к конформности» Низкий уровень Низкий уровень Низкий уровень Высокий уровень «Склонность к виктимному поведению» Высокий уровень Низкий уровень Средний уровень Средний уровень На основе исследования была разработана программа по профилактике буллинга в подростковом коллективе с учетом позиций участников травли. Программа представлена несколькими блоками: 1 блок – совместные занятия; в рамках этого блока участники получают возможность понять свои роли и позиции в процессе травли, а также осознать последствия своих действий;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=